.....weНа главную

.....Тевотущий номер журнала:
.....er№ 10(октябрь '18)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж




За отмывание все-таки нужно наказывать

Правительство намеревается в 2019 году ужесточить и конкретизировать положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса (УК) РФ, карающие легализацию преступно полученных денежных средств, ввести штрафы за отмывание с юридических лиц и начать предпринимать попытки по конфискации выведенных за рубеж отмытых активов.

Как пояснили юристы, сейчас статья 174.1 УК РФ, карающая за отмывание, практически не работает. В перспективе это может стать достаточно серьезной проблемой во взаимоотношениях России с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Отметим, что с 2014 года крупных реформ в России в этой сфере не было, но возможности государства искать отмывание с привлечением ФНС и ФТС России значительно выросли.

Вопрос об изменениях формулировок указанных антиотмывочных статей УК РФ недавно поднимался на совещании межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям, в которую входят представители Росфинмониторинга, МВД, ФСБ, Минюста и Генпрокуратуры. Также были приглашены руководители Банка России, Минюста, Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ, помощники и советники президента и профильные заместители министров и глав профильных ведомств.

Речь шла о приведении статей в соответствие с нормами ФАТФ. Очередной раунд консультаций по вопросу соблюдения Россией ее рекомендаций намечен на лето 2019 года. При этом источники «Коммерсанта» сообщили, что правка двух названных статей — лишь часть обсуждаемой властями идеи по реанимации в России борьбы с отмыванием. Пересмотр положений статей 174 и 174.1 УК РФ связан с тем, что первая из них, карающая за легализацию (отмывание) денежных средств и иного преступно нажитого имущества, полученных в результате преступлений третьих лиц (отмывание по заказу как услуга), в России почти не работает. По статистике, в год по ней возбуждаются 20–30 дел.

Статья 174.1, которая предусматривает наказание за легализацию денег и имущества, полученных в результате собственных преступных действий (сотни дел в год), в основном применяется при расследовании наркотрафика — но не коррупции, мошенничества и иных экономических преступлений. Как уточнил «Коммерсантъ», попытки государства ввести особые меры против отмывания не дали желаемого результата. В данном случае речь идет о статье 193.1 УК РФ, которая с 2013 года карает за незаконный вывоз капитала по подложным документам.

Сегодня стоит задача переформулировать положения статей УК РФ таким образом, чтобы сделать работоспособной статью 174. Так, предполагается, что среди прочих ответственность по ней будут нести участвующие в отмывании нотариусы, юристы и бухгалтеры. Кроме того, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ предлагается включить штрафы для юрлиц, участвующих в отмывании.

Юристы уточнили, что сейчас ответственность по антиотмывочным статьям УК предельно размыта — при особо крупном размере (выше 6 млн рублей) отмывания она укладывается в диапазон от принудительных работ (до 5 лет) до 7 лет лишения свободы. Статьи 174 и 174.1 УК РФ внесены в список статьи 104.1 «Конфискация имущества». В соответствии с ней все отмытое, в том числе купленное на отмытые деньги, может быть обращено в доход государства.

При этом отмечается, что размер конфискаций, где фигурируют миллионы рублей, в последние годы невелик, правовых способов конфисковать незаконно приобретенное имущество, находящееся за границей (деньги на зарубежных счетах или недвижимость), у нас вообще нет. Уточним, что в последний раз правоприменение по вопросам отмывания пленум Верховного суда (ВС) обсуждал три года назад - в 2015 году. Специалисты надеются, что в обозримом будущем появятся новые разъяснения ВС по этому вопросу.

Некоторые юристы склонны объяснять столь незначительную практику применения указанных статей тем, что у нас как-то не особо принято возбуждать дела, которые могут быть связаны с чиновниками и их интересами. Правда, в последнее время положение дел в этом вопросе начало сдвигаться с мертвой точки, о чем говорит серия громких дел, возбужденных против высокопоставленных чиновников.

Однако они в большей степени носят коррупционную направленность, но, как известно, коррупция и легализация преступно полученных денежных средств – это фактически две стороны одной медали. Они не могут существовать друг без друга. Ведь незаконно полученные деньги обязательно нужно будет отмыть и легализовать.

При этом практикующие юристы не видят проблемы в формулировке самих статей 174 и 174.1. Однако они отмечают, что по таким делам, в отличие от мошенничества, под которое можно подтянуть почти все, что угодно, включая невозврат кредита, достаточно сложно доказать состав преступления. Еще тяжелее собрать доказательства, когда деньги получены другими лицами, то есть по статье 174.

Поскольку за указанные деяния у нас есть уголовная и административная ответственность, то юристы сомневаются в целесообразности введения в КоАП РФ дополнительных статьей за легализацию преступных доходов. При этом не известно, каким будет размер предполагаемых административных штрафов за отмывание. Согласно статьям 174 и 174.1 УК РФ максимальная величина штрафа определена в миллион рублей или зарплату обвиняемого за шесть лет.

Валерий ПРОКОФЬЕВ

 


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.