.....weНа главную

.....Тевотущий номер журнала:
.....er№ 04(апрель '19)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж




У транзита будет новый инструмент

Транзиту санкционных товаров по территории России, который в настоящее время практически запрещен, вскоре может быть дан зеленый свет. Сделать это позволит применение «умной» пломбы, которую на границе при въезде в нашу страну будут навешивать на грузовое транспортное средство или контейнер.

В ближайшее время начнется финальная отработка системы отслеживания перевозок санкционных товаров в третьи страны. В рамках состоявшейся в Москве выставки TransRussia для крупнейших логистических компаний прошла презентация системы транзитных перевозок через территорию России санкционных товаров с применением электронных навигационных пломб (ЭНП). Был продемонстрирован сервис мониторинга с доступом предпринимателей к данным о перевозке.

Электронная навигационная пломба, являющаяся чисто отечественной разработкой, обеспечит логистическим компаниям и их клиентам не только сохранность груза и контроль за его движением на всем пути следования, но и ускорит прохождение таможенных процедур. Это специальное устройство размером 15,5 х 15 х 6,5 см и весом 1,2 кг, совмещающее функции замка и мини-компьютера с встроенной системой навигации. Оно способно работать с глобальными навигационными спутниковыми системами ГЛОНАСС, GPS, BeiDou. С помощью троса ЭНП запирает дверь фуры или железнодорожного контейнера и позволяет отслеживать местоположение груза в режиме реального времени. При попытке несанкционированного вскрытия она передаст оповещение об этом контролирующим органам и отправителям груза. Встроенный источник питания обеспечивает работу без подзарядки до 45 часов при температуре от -40 до +75 градусов Цельсия.

Как сообщил заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов, «система находится на финальной стадии отработки. Она включает следующие элементы: программное обеспечение, электронные навигационные пломбы, мобильные терминалы (смартфоны или планшеты) и центр обработки данных». Благодаря этому местоположение каждого грузовика или железнодорожного контейнера, на котором будет установлена ЭНП, можно будет отслеживать в режиме онлайн. В тестовом режиме транзит «санкционки» планируют разрешить с 1 июля. Как известно, он был введен в 2014 году одновременно с эмбарго на поставки в Россию ряда продовольственных товаров из ряда европейских стран, США, Австралии, Канады и Норвегии, с 2015 года - из Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории, с 2016 года - из Украины.

В обязательном порядке новую систему слежения могут внедрить уже в будущем году. Ожидается, что ее применение позволит существенно ускорить развитие транспортного потенциала страны, а объем транзита по ее территории поднять на 40% — до уровня 2013 года. При этом возможен рост экспортных услуг. Однако некоторые эксперты опасаются, что может случиться обратное, и транзитные грузы любыми путями пойдут в обход России. В Минтрансе считают, что после 2020 года электронная система контроля на основе применения «умных» устройств может быть легализована на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По мнению экспертов, это позволит заложить основы для создания «зеленого коридора» по маршруту Европа – Азия.

«Платон» разрастается

Как пояснили специалисты, система интегрирована с «Платоном». Это функционирующая с 15 ноября 2015 года российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Ее название является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска системы в эксплуатацию деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Применение «умной» пломбы позволит существенно расширить функционал «Платона».

Сейчас прорабатывается его интеграция с информационными системами (ИС) ФТС России и Минсельхоза, а также с такими ИС, как ЕГАИС (контроль алкогольного рынка) и «Меркурий» (электронная ветеринарная сертификация). В перспективе использование электронных пломб может быть распространено на все транзитные грузы, что позволит упростить и сделать прозрачными перевозки через территорию России иностранных товаров, включая те, оборот которых в нашей стране запрещен, пояснили в министерстве.

В рамках созданной при Минтрансе рабочей группы с участием грузоперевозчикови сейчас обсуждаются нюансы, связанные с полномасштабным запуском системы. Чтобы это произошло, необходимо внести соответствующие изменения в действующую нормативно-правовую базу, разработать и принять новые регламентирующие документы. «Отмечу, что хранящиеся в пломбе сведения являются юридически значимыми, – отметил генеральный директор РТИТС Антон Замков. — Это позволит, к примеру, опровергнуть недостоверные сведения системы весового контроля.

Устройство не только закрывает грузовое пространство, но и обеспечивает его неприкосновенность, регистрирует все события, происходящие с опломбированным объектом. В отличие от импортных аналогов, российская навигационная пломба — многоразовое устройство, что значительно снижает эксплуатационные расходы». При этом наложение и снятие устройств не требует специальной подготовки — необходимо всего лишь соответствующее оборудование и право на проведение данной процедуры.

В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) отметили, что внедрение электронного документооборота и использование инструмента передачи юридически значимых данных о местонахождении и сохранности грузов нужны бизнесу. Поэтому новинкой уже заинтересовались ритейлеры и товаропроизводители. Внедрение госсистемы отслеживания грузоперевозок обеспечит создание новых транзитных маршрутов через территорию России, сделает их привлекательнее для перевозчиков.

Это станет реальным шагом к открытию цифровых транспортных коридоров, а также созданию внутри страны единого доверенного цифрового пространства и его интеграции с ЕАЭС, а в последующем и с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Эксперты отмечают, что в сочетании с электронным документооборотом и едиными правилами игры для логистических компаний сервис поможет обеспечить лидерство России при формировании быстрого «зеленого коридора» между Европой и Азией. Кроме того, использование ЭНП позволит облегчить прохождение таможенных процедур на границе и перенести таможенное оформление на внутренние СВХ.

Понравилось всем

Напомним, что пилотное тестирование системы отслеживания грузов с помощью ЭНП прошло осенью 2018 года. «Умные» пломбы использовали в реальных условиях при перевозке товаров в Казахстан. Эксперимент был призван протестировать механизмы сбора, обработки и передачи информации, активации и деактивации устройств, скорость реагирования на внештатные ситуации (отклонение от маршрута, попытка вскрыть пломбу), а также надежность крепления устройства. В нем участвовали таможенные органы двух стран, а оператором с российской стороны выступала компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС).

Как сообщил Антон Замков, «технология и пломба показали свою эффективность. Электронная пломба также проходила тестирование на автодорогах внутри РФ и на железнодорожных маршрутах Москва – Владивосток, Ангарск – Смоленск, причем при экстремально низких температурах. Всего было проведено 146 перевозок». Эксперимент подтвердил перспективы использования ЭНП при транзитных перевозках, в частности для повышения качества таможенного контроля, – отметили в ФТС России.

Служба удовлетворена результатами эксперимента и считает, что имеется большой потенциал для создания единой системы отслеживания транзитных перевозок в ЕАЭС. При этом стало ясно, что необходима полноценная интеграция информационных систем ФТС России и оператора. Это позволит контролирующим органам через «Личные кабинеты» в режиме реального времени отслеживать движение транспорта, определять сохранность груза в пути, выявлять и оперативно отрабатывать факты нарушений при транзитных перевозках. Пломба гарантирует, что контейнер не будет вскрыт на всем пути следования.

Новая система способна решить и другие задачи. В частности, вести электронный документооборот и использовать пломбы в качестве «весового сертификата», так как замыкание происходит в момент контрольного взвешивания. Помимо этого, использование беспроводных датчиков (вскрытия, объема, температуры, света и прочего) позволит грузоотправителям независимо от перевозчика контролировать условия транспортировки продуктов, в том числе и скоропортящихся. Российское устройство превосходит импортные аналоги. В его память через Bluetooth можно загружать сопроводительные документы, включая грузовую таможенную декларацию (для международной перевозки). Доступ третьих лиц к данным исключен за счет применения средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Изначально предполагалось, что в рамках эксперимента движение автомобилей будет осуществляться по пяти маршрутам: от МАПП Убылинка до Костаная - центра таможенного оформления, от МАПП Бурачки и от МАПП Троебортное до поста им. Бауыржана Конысбаева и от поста Бахты до постов Новосибирский западный и Барнаульский. Однако потом от маршрутов в сторону Сибири отказались.

На время пилотного проекта использование пломб было бесплатным. Каждой из стран выдали по 100 ЭНП. При этом их применяли как дополнение к классическим инструментам обеспечения внутритаможенного транзита. Поэтому и после установки такой пломбы требовалось необходимое для транзита обеспечение. Как уточнили участники, в ходе эксперимента возник ряд неудобств. Так, ЭНП накладывали и снимали не в пункте пропуска, а на близлежащем складе временного хранения (СВХ), куда автомобиль прибывал со всеми необходимыми транзитными документами.

Чтобы попасть на СВХ, приходилось делать крюк. Также не было креплений на прицепах. В РТИТС сообщили, что время на установку ЭНП можно сократить, если ее навешивать на погранпереходах. В целом процедура установки и снятия устройства будет занимать менее 10 минут. На всем протяжении пути до Казахстана устройство в режиме онлайн передавало информацию о перемещении автомобиля в ФТС России и оператору «навигационного транзита». На казахстанском посту ЭНП деактивировали и снимали. При этом в память ЭНП закладывали не весь комплект сопроводительных документов, а только маршрут движения и вводные данные о грузе (отправитель, получатель, наименование и прочее). Правда, проверялось, как пломба реагирует на несанкционированный доступ в грузовой отсек.

Требуется закон

Как уже отмечалось, проект имеет хорошие перспективы. Он уже поддержан соответствующим законопроектом, который даже успел пройти первое чтение в Государственной думе. В соответствии с ним изначально предполагалось, что использование ЭНП при транзите станет обязательным уже с 1 июля. Однако этого не произойдет, так как документ до сих пор не принят. В лучшем случае это произойдет к концу года. В правительстве рассчитывают на внедрение новой системы в следующем году.

Заявляется, что использование ЭНП должно стать основой создания цифровых международных транспортных коридоров, обеспечить переход на полноценный электронный документооборот и за счет сокращения таможенных процедур, повышения безопасности перевозок и прочего облегчения участи перевозчиков пополнить казну на 100 млрд рублей. По крайней мере, именно в такую сумму оцениваются выгоды от привлечения транзита грузов из Китая в Европу, который сейчас идет в обход России (преимущественно морем).

В нынешнем виде законопроект предусматривает обязательное использование ЭНП при транзите грузов через территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом. Речь, однако, идет только о «сквозном» транзите. Для ввоза товаров тоже предусмотрено применение навигационных технологий, но лишь для тех грузов, которые правительство сочтет нужным внести в соответствующий перечень. На данный момент законопроект не предполагает какого-либо упрощения самой процедуры транзита.

При этом предусматривается, что проезд без пломбы и любые махинации с ней будут наказываться конфискацией груза и штрафом (для юридических лиц — до 1,5 млн рублей). При этом использование ЭНП (наложение/снятие, активация/деактивация, аренда) хотят сделать платным, а финансовую нагрузку возложить либо на отправителя груза, либо на получателя, либо на перевозчика. В начале года Минэкономразвития оценило стоимость одной пломбы в 10 тыс. рублей.

Правда, не совсем понятно, что именно входит в эту сумму. Уже появились сведения, что, например, в при транзите из Украины в Казахстан и Кыргызстан будут такие расценки: залоговая стоимость пломбы — 30 тыс. рублей, суточная аренда — 960 рублей, а выезд на специализированную территорию для установки устройства обойдется приблизительно в 5-10 тыс. рублей.

По мнению экспертов, новым импульсом для развития проекта должен стать и тот факт, что в начале апреля во Всемирной торговой организации (ВТО) Россия выиграла спор у Украины, которая оспаривала применение указа Президента РФ Владимира Путина от 1 января 2016 года о введении пошлин в отношении украинских товаров и мерах специального контроля за транзитом таких грузов с использованием электронно-навигационных пломб. Решение третейской комиссии ВТО означает, что Россия действует в полном соответствии с правилами международной торговли. Эксперты-международники полагают, что это первый в истории ВТО прецедент, который будет иметь огромное значение для разрешения многих других международных споров, в том числе в пользу России.

Для отечественного логистического рынка указ президента по обеспечению контроля за транзитом товаров, поступающих с территории Украины в другие сопредельные страны, тоже оказался важным прецедентом. Впервые в истории российское государство реализовало полностью успешный проект по цифровизации таможенного контроля: транзитные грузовые автомобили и железнодорожные вагоны с санкционными товарами теперь смогут на законных основаниях проезжать территорию России опломбированными новыми электронно-навигационными запорными устройствами.

Евгений КАЛИНИН

 


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.