.....weНа главную

.....Тевотущий номер журнала:
.....er№ 12(декабрь '17)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж




Новый Кодекс: разбираемся в деталях

Вскоре Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) вступит в силу. Поэтому специалистам в сфере таможенного дела следует детально познать тонкости нового документа. Наряду с некой общностью, он существенно отличается от действующего Кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

Ниже постараюсь представить новации, с которыми участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) столкнутся при регистрации декларации на товары (ДТ) и отказе в ней; при выпуске товаров и отказе в нем. Отмечу, что исчерпывающий перечень причин отказа в регистрации ДТ установлен пунктом 3 статьи 111 ТК ЕАЭС.

В него вошли основания для отказа, предусмотренные ТК ТС: подача таможенной декларации неуполномоченным лицом или таможенному органу, неправомочному регистрировать ДТ; составление ДТ не по установленной форме и неуказание в ней необходимых сведений; несоблюдение порядка заполнения ДТ; несовершение действий, которые должны совершаться до подачи ДТ.

Также есть основания, не предусмотренные ТК ТС, например несоблюдение формы таможенного декларирования. Поясню, что в статье 104 Кодекса установлены две формы таможенного декларирования: электронная и письменная. В будущем превалировать будет первая.

Декларирование в письменной форме Кодекс допускает при помещении товаров под процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования и пересылаемых в МПО; транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве декларации транспортных, коммерческих и иных документов; в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и национальным законодательством, если это предусмотрено ЕЭК.

Оно также возможно, если таможенный орган не может обеспечить декларирование в электронной форме, например из-за неисправности информационных систем. В зависимости от применяемой формы декларирования декларация используется в виде электронного документа или на бумажном носителе. Подача бумажного документа сопровождается представлением его электронного вида.

Основаниями для отказа в регистрации ДТ являются ее составление на бумажном носителе не по установленной форме; несоответствие структуры и формата электронной декларации или электронного вида декларации на бумажном носителе установленным структурам и форматам.

Из статьи 108 ТК ЕАЭС следует, что ЕЭК определяет формы ДТ; структуру, формат электронной ДТ и электронных видов декларации на бумажном носителе, порядок их заполнения. Для регистрации ДТ следует выполнить требования по соблюдению установленной формы: о форме таможенного декларирования - электронной и письменной (статья 104); о форме, структуре и формате ДТ в зависимости от ее вида - электронного, на бумажном носителе (статья 105).

Решение об отказе в регистрации ДТ может быть принято при несоблюдении правила о местонахождении товаров на момент подачи декларации.

В ТК ЕАЭС установлено, что в это время товары должны быть в государстве ЕАЭС, таможенному органу которого подается ДТ. Это правило можно не соблюдать при декларировании товаров, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых допускается помещение под таможенную процедуру без ввоза в Союз. Кроме того,

имеются в виду товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (ЛЭП); иностранные товары, которые декларируются с особенностями, установленными ТК ЕАЭС и национальным законодательством. В остальных случаях несоблюдение данного правила является основанием для отказа в выпуске товаров.

Основанием для отказа в регистрации ДТ является несоблюдение особенностей декларирования товаров, установленных национальным законодательством в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС. Они могут устанавливаться: если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования; при перемещении товаров ЕАЭС между территорией Свободной экономической зоны (СЭЗ) или свободного склада и остальной территорией государства ЕАЭС двумя или более партиями в течение периода поставки; в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по ЛЭП.

ТК ЕАЭС подробнее, чем ТК ТС, регламентирует выпуск товаров до подачи декларации. В нем дается перечень оснований для отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи ДТ. Они идентичны тем, по которым таможенный орган отказывает в регистрации ДТ (заявление подано неуполномоченным лицом, не подписано или не заверено, составлено не по форме, не соблюдены его электронные структура и формат, не указаны необходимые сведения, товары находятся вне государства ЕАЭС, таможенному органу которого подается заявление, если оно подано таможенному органу, неправомочному регистрировать ДТ). Также основанием для отказа является непредставление вместе с заявлением документов в зависимости от формы его подачи: на бумажном носителе или в электронном виде; наличие у подавшего его лица неисполненной обязанности по подаче ДТ в отношении товаров, выпуск которых ранее был произведен до подачи ДТ.

Уточню, что порядок совершения таможенных операций при выпуске товаров определен главой 18 ТК ЕАЭС. В отличие от статьи 195 ТК ТС, статьей 118 ТК ЕАЭС установлены лишь два условия выпуска товаров: соблюдение условий помещения под таможенную процедуру или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры; уплата таможенных сборов за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров. В новом Кодексе условия уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдение запретов и ограничений реализованы через норму по соблюдению условий помещения товаров под таможенную процедуру.

ТК ЕАЭС устанавливает условия выпуска товаров для личного пользования в зависимости от цели ввоза, вывоза или нахождения таких товаров на таможенной территории ЕАЭС: свободное обращение, вывоз, временное нахождение на таможенной территории Союза и вне ее.

Приведенный в Кодексе перечень оснований для отказа в выпуске товаров аналогичен тем, что изложены в ТК ТС: невыполнение условий выпуска товаров, непредъявление таможенному органу товаров в течение определенного периода времени при предварительном декларировании, выявление при проведении таможенного контроля нарушений таможенного законодательства, за исключением случаев, когда нарушения не являются основаниями для возбуждения административного или уголовного дела и устранены, а также если нарушения устранены, товары не изъяты и на них не наложен арест.

При этом ТК ЕАЭС уточняет и дополняет перечень оснований для отказа в выпуске. Помимо перечисленных, значится несоблюдение условий предварительного декларирования и невозобновление выпуска товаров после его приостановления. При предварительном декларировании таможенный орган отказывает в выпуске, если в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ, товары не размещены в указанной в декларации зоне таможенного контроля или таможенный орган не уведомлен об этом; если в отношении товаров, перевозимых водными судами, не выдано разрешение на их выгрузку в месте прибытия, указанном в ДТ; таможенному органу не представлены недостающие сведения либо он не уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений в предварительную декларацию.

При приостановлении выпуска товаров основанием для его отказа является невозобновление срока выпуска в случаях, предусмотренных статьей 124 ТК ЕАЭС: если по истечении срока приостановления выпуска таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию; после отмены решения о выпуске в случае, если национальным законодательством установлено, что срок выпуска не возобновляется.

К новым основаниям отказа в выпуске, установленным ТК ЕАЭС, можно отнести несоблюдение условий периодического таможенного декларирования, несоблюдение условий, предусмотренных ТК ЕАЭС для выпуска товаров: до подачи таможенной декларации (статья 120); до завершения проверки документов и сведений (статья 121).

Также в выпуске может быть отказано при назначении таможенной экспертизы (статья 122); выявлении административного правонарушения или преступления (статья 123); нарушении условий выпуска, установленных в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов.

При периодическом таможенном декларировании ТК ЕАЭС устанавливает следующие особенности совершения таможенных операций, если ДТ подается:
- в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу ЕАЭС двумя или более партиями;
- в течение периода поставки, который не может превышать 31 календарный день;
- в счет исполнения обязательств по одной сделке, или по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при декларировании продуктов переработки;
- до начала заявляемого периода поставки;
- если в течение периода поставки планируется предъявить таможенному органу товары, ввозимые на территорию ЕАЭС, или отгрузить товары, вывозимые с нее.

Несоблюдение перечисленных особенностей периодического декларирования и наличие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей являются основанием для отказа в выпуске.

Статьей 121 ТК ЕАЭС установлена норма, в соответствии с которой таможенный орган может принять решение о выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров, при условии что таможенные платежи уплачены в размере, исчисленном в ДТ, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам таможенного контроля.

При соблюдении тех же условий решение о выпуске товаров может быть принято до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров, за исключением случаев обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на возможность применения в отношении товаров запретов и ограничений или мер защиты внутреннего рынка.

При выявлении административного правонарушения или преступления выпуск товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении или по уголовному делу таможенный орган осуществляет при условии, что такие товары не изъяты или на них не наложен арест. Основанием для отказа в выпуске является непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков их выпуска, установленных статьей 119 ТК ЕАЭС: один или 10 рабочих дней. Также основанием для отказа в выпуске является невыполнение требований об изменении (дополнении) заявленных в ДТ сведений.

Порядок внесения изменений и дополнений в декларацию урегулирован статьей 112 ТК ЕАЭС. Как и в ТК ТС, их внесение до выпуска допускается по мотивированному обращению декларанта с разрешения таможенного органа. Его можно подать в виде электронного документа или на бумажном носителе. При этом изменился перечень условий, при соблюдении которых допускаются такие изменения.

Так, сведения в ДТ могут быть изменены до выпуска товаров, если до получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и сведения в рамках применения формы таможенного контроля «Проверка документов и сведений»; не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра; не принял решение о проведении осмотра; не назначил экспертизу.

В то же время ТК ЕАЭС допускает возможность внесения изменений в ДТ до выпуска товаров, если меняются сведения о месте нахождения товаров, если исправляются опечатки и грамматические ошибки, которые не влияют на выпуск товаров.

При соблюдении ряда условий (выявление при проведении таможенного контроля нарушений законодательства, которые не являются основанием для отказа в выпуске; таможенный орган для их устранения установил необходимость внесения изменений в ДТ) таможенный орган направляет декларанту соответствующее требование. Изменения или дополнения должны быть внесены в пределах срока выпуска товаров: один или 10 рабочих дней. Еще одно основание для отказа в выпуске - невыполнение требований, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 325 ТК ЕАЭС.

В Кодексе форме таможенного контроля «Проверка документов и сведений» посвящены статья 324 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений», статья 325 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров», статья 326 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях».

Согласно статье 325 при проведении проверки документов и сведений до выпуска товаров таможенный орган вправе запросить документы, сведения о которых заявлены в ДТ, если при ее подаче документы не представлялись, а также вправе запросить иные документы и сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, и сведений, содержащихся в документах.

Это можно сделать, если: документы, сведения о которых заявлены в ДТ (представленные при ее подаче либо по запросу таможенного органа), не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенный орган выявил признаки несоблюдения таможенного законодательства, в том числе недостоверность сведений, содержащихся в таких документах.

Статьей 325 ТК ЕАЭС установлены обязанность декларанта по представлению запрошенных документов и сроки их представления. Непредставление документов в данные сроки влечет отказ в выпуске товаров. Еще одно основание для отказа в выпуске содержится в статье 120 ТК ЕАЭС.

Имеется в виду неотнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации (ПТД), к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС. В ней установлено, что отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной или в письменной форме с использованием ПТД; их характера и количества; частоты пересечения лицом таможенной границы и (или) перемещения товаров через нее этим лицом или в его адрес. При неотнесении к товарам для личного пользования таможенный орган принимает решение об отказе в их выпуске.

Дарья КИРИЛЛОВА,
заместитель начальника
отдела таможенных процедур
и таможенного контроля
Службы организации
таможенного контроля СЗТУ,
специально для «ТН»

 


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.