.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 9(сентябрь '18)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



УЭО по новым правилам: перспективы и проблемы

Вступление в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Кодекс Союза) на территории пяти государств – членов указанного международного объединения внесло существенные изменения в порядок и правила работы института уполномоченных экономических операторов (УЭО).

О наиболее важных нововведениях будет рассказано в серии статей, которые для редакции «ТН» подготовил начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вадим КОЗАЕВ. Первая из них представлена в данном номере.

Напомню, что в начале сентября в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ). Поэтому можно в целом констатировать, что с точки зрения нормативной базы созданы все условия для собственно практических действий по получению статуса УЭО по новым правилам.

Правда, со стороны российского бизнеса, к сожалению, по данному направлению пока не наблюдается сильной активности, хотя изначально проявлялся значительный интерес и в Рабочей группе по развитию института УЭО непосредственное участие принимали представители бизнеса, особенно Российской Федерации. Всего по Союзу пока появилось не более десятка новых УЭО, что не отражает ожиданий, которые возлагались на обновленный институт УЭО. В России цифры тоже пока не обнадеживают.

Данный факт несколько настораживает, так как на фоне вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного Союза 2010 года (далее – ТК ТС) интерес к получению этого статуса был заметно выше. Прямую параллель в данном случае проводить некорректно, так как в тот период институт УЭО в принципе только вводился и, несомненно, это порождало некий ажиотаж. Исходя из этого посыла, считаю целесообразным проанализировать причины, которые привели к такому положению дел.

Сразу отмечу, что это может быть связано с рядом обстоятельств, как объективных, так и субъективных. К первым можно отнести переходные положения Кодекса Союза в отношении УЭО, получивших такой статус по утратившему силу ТК ТС (далее – УЭО первого поколения), предоставляющие право применять упрощения до 1 января 2020 года. Наличие такого временного лага несколько расслабляет УЭО первого поколения, действующих по старым правилам.

Однако 2018 год уже заканчивается, и у УЭО первого поколения на принятие решения фактически остается чуть более года. При этом надо принимать во внимание, что процесс включения в Реестр УЭО занимает до 4 месяцев, поэтому фактически на подготовительные мероприятия остается уже менее года.

Окончательное принятие государствами – членами Союза нового законодательства о таможенном регулировании (в России это Закон № 289-ФЗ) ввиду отсутствия полной картины оказывает влияние на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при принятии решений.

Среди субъективных причин можно назвать:
- осторожное отношение к новым условиям работы УЭО (появление принципиально новых положений и их сравнительное ужесточение);
- некоторое разочарование или не оправдание ожиданий, связанных со сложившейся негативной практикой и тенденцией в отношении УЭО первого поколения, работающих по старым правилам;
- различное толкование новых положений, в том числе в части условий присвоения статуса УЭО;
- неверное понимание сути отдельных положений и комментарии отдельных экспертов о серьезном ухудшении регулирования работы УЭО.

На наднациональном уровне

Поступающие к нам с мест комментарии свидетельствуют, что к новой программе УЭО есть ряд вопросов, отмечаются ее плюсы и минусы. В серии статей, подготовленных для «ТН», постараюсь осветить наиболее интересные положения и ответить на ряд вопросов, обозначить шаги, которые, на мой взгляд, помогут оживить интерес участников ВЭД к новой программе УЭО.

Теперь остановлюсь на основных положениях Кодекса Союза и наиболее принципиальных вопросах. Напомню, что Кодекс Союза переместил основной акцент на наднациональное регулирование данного вопроса. Это во многом предопределило возможность применения его положений с 1 января 2018 года независимо от полной готовности положений национального таможенного законодательства стран ЕАЭС.

Глава 61 «Уполномоченный экономический оператор» Кодекса Союза включает 14 статей. В них максимально сконцентрированы все положения, касающиеся УЭО, и по возможности минимизировано количество отсылок к другим главам Кодекса Союза и национальному законодательству. При этом предусмотрено порядка 12 отсылочных норм на решения ЕЭК, из которых уже реализовано 7 компетенций. Это в первую очередь порядок определения финансовой устойчивости (решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65), формы заявления и свидетельства УЭО (решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 128 и 129), требования к территориям, работникам и транспортным средства УЭО (решение Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 131).

Эти четыре решения сделали фактически возможным запуск новой программы УЭО с 1 января текущего года, то есть позволили участникам ВЭД подавать заявления о включении в реестр УЭО уже с 1 января 2018 года, не дожидаясь вступления в силу Закона № 289-ФЗ.

С учетом приоритетности готовились и продолжают готовиться другие решения Комиссии в части УЭО, в том числе описывающие информационно-технические аспекты и касающиеся в основном таможенных органов. Так, в первой половине этого года вступили в силу акты ЕЭК, касающиеся форм Реестра УЭО, и общего перечня статей административного и уголовного законодательства (решения Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 186, 187 и 181). Первые два решения обеспечивают ведение реестра, то есть внесение информации об УЭО и ее наличие в нормативно-справочной информации (НСИ) для предоставления упрощений.

Дальнейшая поступательная реализация всей компетенции ЕЭК, в том числе необязательной, наряду с приведением в соответствие национальных правовых актов Кодексу Союза, обеспечит максимальную прозрачность и предсказуемость всего процесса. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных актов ЕЭК, необходимых для полноценного применения отдельных упрощений. Так, сейчас ЕЭК готовит проект решения о внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары (далее – Инструкция, ДТ), в части особенностей заполнения ДТ при выпуске товаров до подачи ДТ.

Параллельно в соответствие Кодексу Союза приводится законодательство государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Как уже отмечал, соответствующий закон уже принят в РФ. Таким образом, правовая база, необходимая для полноценной реализации нового института УЭО создана и уже собственно дело в инициативе и мотивации самих участников ВЭД к получению нового статуса УЭО.

Бизнес чего-то ждет

Здесь еще раз приходится с сожалением констатировать, особого энтузиазма в этом вопросе у участников ВЭД пока не наблюдается, хотя существующие объективные факторы должны подогревать интерес к новой программе УЭО даже у лиц, которым ранее это было недоступно либо по каким-то причинам неинтересно.

Сразу хочу обратить внимание, что потенциальный круг заинтересованных в программе УЭО лиц, участвующих в международной торговле, расширился либо правильнее отметить - не ограничен. Это в первую очередь необходимо для создания безопасной и надежной цепи поставок. Понятно, что компании по-разному подходят к процессу организации своей деятельности. Одни самостоятельно осуществляют все внешнеэкономические операции, другие пользуются услугами сторонних организаций, в том числе на основе аутсорсинга.

Особенно это актуально для групп компаний, где может существовать четкое разделение по направлениям деятельности. Поэтому даже в рамках одной группы каждая организация может самостоятельно претендовать на получение статуса УЭО, независимо от того, производственное это подразделение либо специализированная организация, занимающаяся таможенным оформлением товаров – таможенный представитель.

Подчеркну, что Кодекс Союза создал возможность для включения в реестр УЭО и самое главное – для применения специальных упрощений перевозчиками, таможенными представителями, экспедиторами, владельцами складов временного хранения (СВХ) и иными лицами. Такой подход позволяет двигаться к созданию безопасной цепи поставок. Охват УЭО всех этапов перемещения товаров, начиная от погрузки в стране отправления и заканчивая реализацией в стране назначения, обеспечивает постоянный контроль и, соответственно, создает максимальный эффект от данной программы.

При этом таможенные представители сетуют, что в Кодексе Союза сделаны определенные изъятия в применении отдельных упрощений. Вместе с тем, для лиц, включенных в иные реестры и изъявивших желание получить статус УЭО, сделаны беспрецедентные шаги в части возможности внесения максимальной суммы обеспечения при одновременном включении в несколько реестров, то есть, одного, а не двух, например при включении в реестр УЭО и реестр таможенных представителей. Уверен, что новые положения должны были позитивно сказаться на популярности программы УЭО, прежде всего у таможенных представителей и таможенных перевозчиков.

К сожалению, отсутствие практики порождает проблемные вопросы, в том числе связанные с проверкой соблюдения ряда условий, что, наверное, сдерживает оптимизм названных выше категорий лиц. Повторяю, резерв для их привлечения огромен, а предусмотренные упрощения, даже с учетом изъятий, могут быть востребованы и таможенными представителями, и перевозчиками, и владельцами СВХ.

Кроме того, нельзя забывать, что ЕЭК может предусмотреть дополнительные специальные упрощения, но это уже предмет дополнительных консультаций. Пока для большей вовлеченности в процесс перечисленных лиц предлагаю оперировать действующими преимуществами и упрощениями. Далее рассмотрю преимущества, пока без специальных упрощений, которые закреплены в Кодексе Союза, у УЭО первого поколения их сейчас нет.

Стирая границы

Одним из самых ключевых нововведений является то, что статус новых УЭО теперь признается на всей таможенной территории Союза. Что это практически дает участнику ВЭД? Возможность применения отдельных упрощений и у себя в стране, и в других государствах – членах Союза, если компания, например, ввозит товар через белорусский либо казахстанский участок таможенной границы Союза.

Конечно, с учетом сохранившегося «принципа резидентства» ограничения в применении отдельных упрощений остаются. Это, в первую очередь, упрощения, сопряженные с подачей ДТ, такие как выпуск товаров до ее подачи. В то же время целый ряд упрощений, в частности связанных с прибытием и транзитом, можно будет применять без ограничений на всей территории Союза. Кроме того, границы признания статуса УЭО также могут расшириться за счет заключения соглашений о взаимном признании УЭО (СВП) с другими странами.

В международной практике такие соглашения активно используются для продвижения своего экспорта. Поэтому для наших экспортеров и производителей посредством заключения подобных документов мы сможем упростить доступ на зарубежные рынки. Для примера отмечу, что в Новой Зеландии институт УЭО развивался именно для обеспечения выхода своего бизнеса, прежде всего агропромышленного, на иностранные рынки. Пока многие участники ВЭД скептически относятся к этому, принимая во внимание долгосрочную перспективу данного процесса, но бизнес, имеющий долгосрочные планы по наращиванию экспорта товаров, по достоинству оценит потенциал указанной нормы.

Однако данный вопрос целесообразно поднимать только при наличии достаточного количества УЭО, осуществляющих экспорт товаров. Только тогда СВП будет отвечать нашим интересам. Однако пока мы не можем похвастаться сопоставимыми цифрами по количеству УЭО в целом и объему перемещаемых ими товаров на экспорт. Для примера отмечу, что в ЕС порядка 15 тыс. УЭО и данной категорией лиц перемещается более 50% товаров. Поэтому такие соглашения у них распространены, так как влекут конкретные преимущества в виде снижения издержек УЭО. Цифры по ЕАЭС я уже обозначил. Экспортеры, судя по поступающей информации, пока не видят особой целесообразности получения статуса УЭО, хотя вышеуказанные доводы могут быть ими услышаны. Будем надеяться, что ситуация кардинально изменится и у нас будет достаточно серьезный пул УЭО, в том числе ориентированных на экспорт.

Снижая риски

В качестве неоспоримого преимущества можно выделить отнесение УЭО к низкому уровню риска. Как известно, сама природа УЭО заключается в минимальном риске этой категории лиц, что вполне соответствует духу партнерства таможни и бизнеса. К сожалению, долгое время данный принцип не удавалось воплотить в жизнь даже теоретически. В теории это положение впервые зафиксировано непосредственно в Кодексе Союза в качестве базового посыла и в отношении конкретной категории лиц. Это беспрецедентный шаг. Практическая ценность для участника ВЭД такой нормы неоспорима, так как в современном таможенном администрировании система управления рисками (СУР) занимает центральное место.

В международной практике УЭО рассматриваются как лица, представляющие минимальный риск несоблюдения законодательства. Основной смысл программы УЭО – выделить самых надежных для того, чтобы сконцентрироваться на остальных. Сегодня в развитых странах (ЕС, США, Австралия, Япония и т. д.) УЭО - это добросовестные лица, имеющие минимальный уровень риска. Поэтому страны на взаимной основе признают их статус УЭО, рассматривая иностранных УЭО как лиц, представляющих низкий риск.

У нас долгие годы складывалась совсем иная практика, когда УЭО не относились к низкому уровню риска, что подрывало авторитет такой программы, так как это фундаментальный принцип, заложенный в Рамочных стандартах безопасности и облегчения международной торговли Всемирной таможенной организации (ВТамО). Системно изменить подход удалось в Кодексе Союза с учетом его ориентированности на передовые международные стандарты, прежде всего ВТамО. Также удалось предусмотреть три категории риска (высокий, средний, низкий уровень), в последний УЭО попали автоматически.

С учетом того, что аспекты, касающиеся СУР, в том числе реализация процесса управления рисками, осуществляются в соответствии с законодательством государств – членов Союза, то, соответственно, технические аспекты реализации такой нормы будут в соответствии с Законом № 289-ФЗ определяться уже в ведомственных актах Минфина и (или) ФТС России.

При этом низкий уровень риска не предполагает полное освобождение от контроля и участники ВЭД должны быть к этому готовы. Однако отнесение к нему является неким дополнительным ориентиром для таможни при организации процесса управления рисками и участники ВЭД на практике должны ощущать, что они не подвергаются излишним контрольным мероприятиям.

Возможности выбора

Дифференцированный подход к различным типам свидетельств УЭО органично дополняет расширение субъективного состава потенциальных УЭО, так как позволяет, исходя из своей сферы деятельности и интересов, выбрать подходящий тип свидетельства УЭО.

Напомню, Кодексом Союза предусмотрены 3 типа свидетельств УЭО, каждый из них предполагает различный объем условий и упрощений. Первый и второй тип свидетельств участник ВЭД может получить при соблюдении условий сразу, а вот третий тип доступен только при наличии двухлетнего стажа в статусе УЭО по новым либо по старым правилам. При этом его обладатель получает больше всех привилегий.

Данное новшество интересно как отдельным участникам ВЭД, так и группам компаний. Например, у одной организации в группе компаний могут быть площадки для временного хранения товаров, тогда как другая производит таможенное оформление товаров. В этом случае одна может претендовать на получение свидетельства первого типа, где нет требований по наличию в собственности либо аренде таких площадок, а другая – на свидетельство второго типа, что обеспечит применение каждой компанией упрощений, связанных с ее направлением деятельности.

Для получения всех упрощений одновременно участник ВЭД также может получить свидетельство УЭО 1-го и 2-го типа, но в отличие от обладателя 3-го типа ему придется вносить обеспечение и удовлетворять требованиям финансовой устойчивости, которые рассмотрим в следующей статье. В ней разберемся с новыми условиями получения статуса УЭО.


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.