.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 04(апрель '17)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Лучше все определять заранее

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло изменения в интерактивную портальную форму заявлений ФТС России на принятие предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и на выдачу дубликата/внесение изменений в ранее принятые предварительные решения по данной классификации.

Раздел «Форма выдачи результата» теперь называется «Досылка результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе Почтой России»; формулировки «В электронном виде» или «В письменном виде» заменены на «Да» / «Нет».

Начальник отдела по принятию предварительных решений по классификации товаров и о стране происхождения товаров Службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Мария ШАХИНА рассказала об иных изменениях, разъяснила порядок и особенности принятия предварительного решения.

- Мария Евгеньевна, нынешний год принес серьезные изменения в ТН ВЭД ЕАЭС, какие именно?

- С 1 января 2017 года вступило в силу 6-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, а также подготовленные на его основе единые ТН ВЭД Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС изменения затронули около 1000 кодов. Переходные таблицы соответствия действовавших ранее кодов ТН ВЭД Таможенного союза (ТС) и введенных размещены на сайте ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД».

Отмечу, что согласно Основному правилу интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД № 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Эта норма действует, если такими текстами не предусмотрено иное. Так как ОПИ не изменились, то и подход к классификации товаров остался прежним.

Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 28.01.2011 № 522 утверждено «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров». Оно разработано для обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД. В нем четко определены порядок и последовательность применения ОПИ ТН ВЭД.

- Обозначьте изменения кодов товаров, зафиксированные в новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС.

- Сразу уточню, что все имевшие место «сутевые новшества» обусловлены изменениями в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (англ. Harmonized Commodity Description and Coding System (сокр. Harmonized System, HS)). Основной причиной внесения изменений в HS-2017 стали экологические и социальные вопросы глобального характера. Большинство из них инициировала ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций).

Так, из-за важности использования HS для сбора данных по торговой статистике в HS-2017 внесены изменения для рыбы и рыбных продуктов. Это сделано для повышения охвата видов и форм продукции, которые должны контролироваться в целях обеспечения продовольственной безопасности и для более эффективного управления ресурсами отрасли. Также выделены отдельные более подробные формы для продукции из ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Это обусловлено важностью организации торговли и потребления данной продукции в различных формах.

Новые субпозиции позволяют лучшее установить соответствие между HS и Основной системой классификации продукции Организации Объединенных Наций (CPC), которая включает все имеющиеся товары и услуги. Так, изменения в отношении продукции из каракатиц и кальмаров призваны расширить их охват под представленными кодами. Это позволит сгруппировать вместе все виды. Сейчас значительная доля продукции из каракатиц и кальмаров относится к прочей продукции из моллюсков.

Изменения для изделий лесного хозяйства повышают охват древесных пород, что позволит получить более полную картину о структуре торговли данной продукцией, в том числе из видов древесины, находящихся под угрозой исчезновения. Так, выделение сведений о реализации продукции из тропической древесины, с одной стороны, привлечет внимание к проблеме ее сохранения, с другой – поможет уточнить данные об использовании нетропических лиственных пород.

- Каким образом новые субпозиции были включены в HS-2017?

- Некоторые из них, например, созданы по запросу Международной сети по выращиванию бамбука и ротанга (INBAR). Они потребовались для обеспечения учета и контроля некоторых продуктов из бамбука и ротанга. Как известно, почти половина населения мира живет в условиях опасности заражения малярией. Поэтому ряд изменений в HS-2017 направлен на получение подробной информации о категориях продуктов, которые используются как противомалярийные препараты.

Редакция HS-2017 также вводит новые субпозиции для отдельных химических веществ, контролируемых в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия (CWC), и для ряда опасных химических веществ, контролируемых Роттердамской конвенцией. Появились уточнения и для отдельных стойких органических загрязнителей (POPs), регулируемых Стокгольмской конвенцией.

Кроме того, по предложению Международного комитета по контролю над наркотиками (INCB) новые субпозиции были введены для мониторинга и контроля над фармацевтическими препаратами, содержащими эфедрин, псевдоэфедрин или норэфедрин, и за alpha-phenylacetoacetonitrile (APAAN), являющимся прекурсором для наркотических веществ. Есть также новшества, которые касаются изменений в международных торговых отношениях.

- Например?

- Теперь объединены позиции 69.07 (неглазурованные керамические изделия) и 69.08 (глазурированные керамические изделия). Дело в том, что их основные субпозиции касаются продуктов, которые уже не производят. Сейчас промышленность и торговля не делают различий между неглазурованными и глазурированными керамическими изделиями. Поэтому новые продукты с очень высоким объемом торговли классифицируются по субпозициям 6907.90 и 6908.90 («Прочие»).

В изменениях также отражен ряд последних достижений в области технологии. В частности, в параметрах размера для газетной бумаги; в выделении светодиодных (LED) ламп, многокомпонентных интегральных схем (MCOs), а также гибридных, заряжаемых от сети (plug-in) и полностью электрических транспортных средств.

Наконец, изменения включают реорганизацию текстовых определений с целью обеспечения единообразного применения номенклатуры. В новой позиции 96.20 сгруппированы такие виды продукции, как моноподы, сошки, штативы и аналогичные изделия.

- Из сказанного напрашивается вывод, что разобраться в перечисленных хитросплетениях, внутренних связях и толкованиях новой ТН ВЭД под силу лишь специалисту. Куда же податься участнику ВЭД, которому необходимо определить коды ТН ВЭД для перемещаемого через границу товара?

- Ответ простой: обратиться в таможенный орган по месту регистрации юридического лица, где ему окажут государственную услугу по консультированию по вопросам таможенного дела. Она предоставляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128.

Участники ВЭД могут получить информацию об интересующих их правовых актах таможенного законодательства ЕАЭС и РФ, об иных документах в области таможенного дела. Их проконсультируют по порядку ведения ВЭД, иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Следует помнить, что согласно пункту 30 Административного регламента консультирование не оказывается по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Если же его нужно узнать, то следует обращаться за Предварительным решением по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (ПКР).

- Каким образом его можно получить?

- В таможне, как говорится, все ходы предусмотрены. СЗТУ имеет право оказывать еще одну госуслугу: по принятию ПКР. Это делается согласно Административному регламенту, утвержденному приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760, который предусматривает выдачу заинтересованному лицу ПКР, которое оформляется на бумажном бланке или в виде электронного документа. Форма предварительного решения и порядок его заполнения утверждены решением КТС от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» (с изменениями, внесенными решением КТС от 22.06.2011 № 676).

Согласно приказу ФТС России от 24.09.2012 № 1907 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами» (в редакции приказа ФТС России от 11.12.2012 № 2494) компетенция СЗТУ на выдачу ПКР распространяется на все группы товаров ТН ВЭД (01–26, 28–97), кроме группы 27 (газ, нефть, нефтепродукты). Она входит в компетенцию Центральной энергетической таможни.

Информация по порядку предоставления этой госуслуги, образцы оформления заявления и платежного поручения, реквизиты для оплаты госпошлины за принятие ПКР размещены на сайте (sztu.customs.ru) и на информационных стендах СЗТУ.

- Есть ли у участника ВЭД возможность подать заявление в электронном виде?

- Она имеется и регламентируется распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р. Согласно Административному регламенту ее можно осуществить посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». На основании заявления, поступившего в электронном виде, участник ВЭД может получить предварительное решение в электронном или бумажном виде.

Подача электронных заявлений показала эффективность использования данной формы. Она имеет ряд преимуществ, прежде всего существенно ускоряет процедуру. Поэтому таможенные органы настоятельно советуют активнее использовать возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Напомню, что в преддверии вступления в силу изменений в ТН ВЭД ЕАЭС в декабре 2016 года всем участникам ВЭД, являющимся держателями ПКР, были высланы решения об отзыве тех предварительных решений, в которых содержались недействующие коды. Участникам ВЭД следует это учитывать при таможенном декларировании.

- Если участник ВЭД не соглашается с кодом, принятым таможенным органом в отношении его товара, что ему следует делать?

- Он вправе обжаловать такое решение в вышестоящем таможенном органе либо обратиться с жалобой в Арбитражный суд. Прошу учесть, что в данном случае речь идет о любых классификационных решениях, принятых таможенным органом, например, при совершении таможенных операций, при проведении таможенного контроля после выпуска товара, в том числе и о ПКР.

В практике СЗТУ бывало, что обратившийся получал решение с кодом, отличным от кода, принятого таможенным органом при таможенном декларировании товара, либо после его выпуска. Естественно, участник ВЭД с ним не соглашался и опротестовывал данное решение в установленном порядке.

Однако следует учитывать, что возникшее расхождение не является основанием для автоматического пересмотра решения таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Как уже говорила, для пересмотра следует обращаться в вышестоящий таможенный орган с жалобой, как это установлено главой 3 Закона «О таможенном регулировании в РФ».

Среди прочего следует учитывать, что ПКР действует в течение трех лет с момента его принятия. Поэтому, если участник ВЭД абсолютно уверен в своей правоте, для экономии времени рекомендую ему сразу обращаться с жалобой и не тратить время на его получение.

- Какова практика принятия предварительных решений по ТН ВЭД ЕАЭС?

- Госуслугу по их принятию уполномоченные таможенные органы оказывают согласно статьям 53-56 еще действующего ТК ТС, законодательству РФ о таможенном деле и соответствующему Административному регламенту, утвержденному приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 (далее – Регламент). В итоге заявитель получает предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Его форма и порядок заполнения утверждены решением КТС от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов».

С 22 ноября 2014 года Федеральным законом от 22.10.2014 № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» за принятие предварительных решений установлена госпошлина в размере 5000 рублей. Сведения о платежном документе (№ и дата, сумма платежа) должны быть указаны в заявлении, которое подается в уполномоченный таможенный орган в письменном виде или в форме электронного документа. Его образец размещен на сайте СЗТУ в разделе «Государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС».

Реквизиты счета для уплаты таможенных и иных платежей определены приказом ФТС России от 05.12.2011 № 2438 «Об организации учета денежных средств таможенными органами Российской Федерации». Платежное поручение для перечисления госпошлины за предоставление данной госуслуги заполняется на каждый товар (артикул, модель, модификацию), по которому будет приниматься предварительное решение.

- Может ли таможенный орган отказать в приеме заявления?

- Может, но лишь по четко обозначенным основаниям. Например, если заявление направлено заявителем, который не является лицом, указанным в пункте 2 Регламента; оформлено не так, как это предусмотрено требованиями, определенными в пунктах 23.3-23.7 Регламента.

Отказ также будет, если заявителю ранее уже выдавалось предварительное решение на товар, который указан (описан) в заявлении, за исключением случая, когда срок действия ранее выданного предварительного решения истекает в течение 90 дней с даты регистрации заявления.

- По каким причинам чаще всего следует отказ?

- Основание для более чем половины отказов – это несоответствие заявления требованиям Регламента по его оформлению. Так, ряд заявлений от юрлиц почему-то подписал не руководитель (заместитель) организации, иногда на них забывали поставить печать. Бывало, что заявление не содержало данных о наименовании организации, ее юридическом и почтовом адресе, по которому с ней осуществляется переписка, контактном телефоне.

Почти пятая часть отказов связана с нарушением требований Регламента к оформлению документов.

Как правило, участники ВЭД не заверяют печатью и не подписывают прилагаемые каталоги с описанием товаров и информацию от производителя о его характеристиках (оригинал и перевод письма фирмы-изготовителя товара); часть информации на иностранном языке представляется без перевода на русский язык. Это является нарушением и приводит к отказу в приеме заявления.

Его также отклоняют, если заявитель при повторном уведомлении таможенным органом о необходимости дополнительной информации представляет противоречивые, неполные сведения о товаре или недостаточные для определения его классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десятизначного кодового обозначения; если дополнительная информация о товаре не представлена в срок, указанный в направленном заявителю уведомлении ФТС России (уполномоченного таможенного органа).

- На что еще стоит обращать внимание при обращении за ПКР?

- Особое внимание следует обращать на заполнение платежного документа при оплате госпошлины. При отсутствии денежных средств на лицевом счете заявителя в СЗТУ ему направляется уведомление о невозможности принятия ПКР по причине неисполнения им обязанности по уплате государственной пошлины, установленной подпунктом 135 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Чаще всего деньги на лицевом счете заявителя в СЗТУ отсутствуют по причине незаполнения/неверного заполнения поля 107, в котором указывается восьмизначный код таможенного органа, в который будет подано заявление на ПКР: 10200000 – Северо-Западное таможенное управление или 10000010 – код, указываемый участниками ВЭД, которым на уровне ФТС России открыт единый лицевой счет.

- Каковы особенности подачи заявления в электронном виде?

- Отмечу, что во исполнение статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания госуслуги «Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС» согласован порядок взаимодействия с 9 федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ним таможенные органы могут получить от министерств и ведомств 17 документов, а не запрашивать их у заявителя. При этом в заявлении необходимо указать сведения для формирования межведомственного запроса.

На сегодня ФТС России полностью реализовала возможность подачи заявления и принятия предварительного решения в электронном виде. Эта процедура предусмотрена пунктом 22 Регламента. Все делается через интернет-сайт www.gosuslugi.ru Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Сразу после регистрации принятое таможенным органом предварительное решение в автоматическом режиме направляется в «Личный кабинет» заявителя на данном портале, что очень сокращает сроки его получения.

При этом напомню, что оплата госпошлины за принятие предварительного решения производится до подачи заявления, а сведения об оплате (сумма, дата, номер платежного документа, ИНН и КПП плательщика, код бюджетной классификации, наименование банка плательщика) указываются в заявлении, в том числе и поданном в электронном виде.

- Мария Евгеньевна, спасибо за столь подробный рассказ по интересующей многих участников ВЭД теме.

Наталья ГЛЕБОВА


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.