.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 3(март '18)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Стоимость товара следует подтвердить

Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) проанализировало поступившие в его адрес жалобы, результаты ведомственного контроля, судебную практику, а также акты прокурорского реагирования, предметом которых являются проблемы контроля таможенной стоимости.

В ходе данной работы были обобщены нарушения, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), составлены рекомендации по соблюдению требований права Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по указанному направлению. Полученные результаты представлены в данной статье.

Отмечу, что наиболее распространенным нарушением со стороны участников ВЭД по направлению контроля таможенной стоимости является невыполнение обязанности по документальному подтверждению достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости. Как известно, соответствующая обязанность закреплена пунктом 10 статьи 38 и пунктами 1 и 7 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который действует с 1 января текущего года.

В утратившем силу Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) это правоотношение регулировалось пунктом 4 статьи 65, а также пунктом 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости ввозимых товаров. Варианты невыполнения требования о документальном подтверждении достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости в привязке к статьям ТК ЕАЭС, приведены на схеме 1.

Следует уточнить, что факт невыполнения декларантом обязательства по представлению документов может быть охарактеризован двумя случаями. В первом - декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены; во втором - он представил документы и сведения, но они не устранили основания для проведения проверки.

В обоих случаях при условии, что проверка заявленной таможенной стоимости назначена обоснованно и правомерно, таможенный орган не согласился с заявленной таможенной стоимостью. Так, в соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 325 ТК ЕАЭС при непредставлении документов таможенный орган отказывает в выпуске товаров. В случае если документы не подтверждают заявленные сведения в соответствии с пунктами 11 и 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации.

Таким образом, очевидно, что еще на этапе декларирования участнику ВЭД следует подтвердить таможенному органу достоверность заявленных сведений об условиях и обстоятельствах сделки, а также указать приемлемую для таможенных целей цену товара. Именно на ней следует акцентировать дополнительное внимание, поскольку для таможенного органа она является главным критерием достоверности.

Точнее – речь идет о параметрах ее отклонения от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации по данной категории товара. Такой информацией, например, являются сведения, представляемые производителями, импортерами, таможенными службами иностранных государств, данные Интернета о цене товара, сложившейся на мировом и внутреннем рынке, официальные справочно-ценовые издания, базы данных таможенных органов и другие источники. Источники получения актуальных данных о таможенной стоимости приведены на схеме 2.

По сложившейся практике, отличие размера цены декларируемых участником ВЭД товаров от информации, имеющейся в таможенном органе, рассматривается таможенными органами как признак заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, который требует проверки. В данном случае таможенный орган обязан установить, чем обусловлено представление низкой цены. Например, имело ли место наличие каких-либо условий или обязательств, от которых зависит продажа товаров, или это подделка документов об обстоятельствах приобретения товара. При этом не исключено, что заявление низкой цены явилось следствием объективных причин, например, таких, как скидки на объем закупки товара, его сезонная распродажа.

Искомые объективные данные таможенный орган надеется получить в ответах на запросы, направленные по этому поводу декларанту, которому во избежание проблем при оформлении следует в максимально возможном объеме представить все имеющиеся в его распоряжении документы, а также любые аналитические, справочные материалы, содержащие экономическое и правовое обоснование причин заявления низкой цены.

В целях исключения повторных уточняющих вопросов декларанту целесообразно не формально отрабатывать запрос таможенного органа, но и учитывать особенности проверяемой сделки.

Приведу пример: для проверки дополнительных начислений, связанных с транспортировкой товара до таможенной границы при условиях поставки FOB порт Китая, должностное лицо таможенного органа запросило договор на перевозку, счет на ее оплату и платежные документы, подтверждающие факт оплаты. В ответ декларант представил запрошенные документы. Однако в процессе их изучения были установлены дополнительные обстоятельства, которые потребовалось уточнить. В связи с этим декларанту был направлен новый запрос на представление иных документов.

В частности, было установлено, что в данном случае условия договора перевозки предполагали индивидуальное согласование тарифов на перевозку посредством направления заявок заказчиком и их одобрения исполнителем. Однако при составлении первого запроса таможенный орган не знал о таких обстоятельствах и их не учел. Отмечу, что в настоящее время положения пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС позволяют устранить такую ситуацию путем направления повторного запроса, на исполнение которого лицу отводится 10 календарных дней. Сроки исполнения запросов таможенного органа приведены на схеме 3.

Вместе с тем для сокращения сроков осуществления таможенным органом контроля таможенной стоимости целесообразнее в рамках исполняемого запроса представить все документы, предусмотренные условиями сделки. Возможны и другие ситуации. Например, когда в запросе таможенного органа значатся документы, отсутствующие у лица, и поэтому получить их невозможно.

В таких случаях декларант в соответствии с положениями статьи 325 ТК ЕАЭС может пояснить таможенному органу причины непредставления тех или иных документов. Если причины отсутствия того или иного документа объективны и обоснованны, то его непредставление не будет служить основанием для несогласия с заявленной таможенной стоимостью. Обращаю внимание именно на необходимость обоснования отсутствия тех или иных документов. При этом на практике нередко имеют место случаи, когда приводимые лицом доводы таможенный орган не может признать состоятельными. Например, в соответствии с условиями контракта оплата ввезенного товара должна быть осуществлена в течение 30 дней с даты выставления инвойса.

В рамках назначенной проверки таможенный орган также запросил банковские платежные документы. Отмечу, что в соответствии с ТК ЕАЭС для исполнения указанного запроса у лица есть 60 дней. Однако свой ответ декларант направил в таможенный орган уже через 2 дня и при этом не представил платежные документы. При этом он мотивировал это тем, что сроки оплаты еще не наступили. Очевидно, что такой довод нельзя рассматривать как обоснованный.

Еще один пример. При поставке товара на условиях CFR Санкт-Петербург таможенный орган запросил экспортную декларацию страны вывоза. Она не была представлена по причине низкой цены товара и дорогостоящей услуги по получению данного документа от поставщика. Данный довод не является убедительным, так как согласно условиям поставки CFR (Инкотермс 2010) на продавца возлагается обязанность по оплате экспортной пошлины, а также оказание содействия покупателю, на его риск и за его счет, по получению документов и информации, необходимой покупателю для ввоза товаров.

Неоказание содействия в получении экспортной декларации продавцом и/или непринятие должных мер покупателем по получению данного документа (например, посредством оплаты расходов, связанных с ее получением) дополнительно указывает на недостоверность сведений, заявленных при декларировании. Соответственно, существенно увеличивается вероятность того, что таможенный орган не согласился с заявленной в данном случае таможенной стоимостью.

Вместе с тем такие ситуации скорее исключение, чем правило. Результаты контроля таможенной стоимости, оцениваемые статистическими показателями, тому подтверждение. Из всего массива импортных таможенных деклараций таможенные органы не соглашаются с заявленной таможенной стоимостью только в отношении 4% деклараций на товары.

В дополнение к данному показателю стоит отметить основной принцип определения таможенной стоимости. Он заключаются в том, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Обеспечение соблюдения данного принципа – это совместная задача и участников ВЭД, и таможенных органов СЗТУ. Основной принцип определения таможенной стоимости приведен на схеме 4.

Мария БЕРЕГОВАЯ,
заместитель начальника службы
федеральных таможенных доходов СЗТУ,
«Таможенные новости»


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.