.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 05(май '16)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.


.

лдж



Крым: в зоне особого внимания

Бизнес, который начинает развиваться в Крыму, нуждается в дополнительной опеке. При этом рост числа резидентов Крымской свободной экономической зоны (КСЭЗ) сдерживает правовая неграмотность, недостаточная информированность и боязнь правоприменения таможенных правил. Так считает руководитель ФТС России Андрей Бельянинов. Свою точку зрения он высказал в ходе прошедшей на полуострове конференции «Актуальные вопросы таможенного администрирования в условиях функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь».

При этом, по его мнению, «прогнозы по КСЭЗ были более оптимистичны. На сегодня число участников данной зоны явно недостаточно,и бизнес пока не развит. Сегодня мы оперируем суммами 1,5-2 млн долларов — цифры, желающие, мягко говоря, более укрупненных показателей. Конечно, нужно приложить усилия, в том числе и таможенной службе, чтобы создать условия для бизнеса, чтобы в разы увеличить число участников СЭЗ. ФТС России готова выступить с инициативой об упрощении таможенного оформления некоторых направлений бизнеса, который развивается в Крыму и Севастополе, — касающихся поставок оборудования для судоремонта, покраски либо туристического бизнеса».

В качестве одного из имеющихся сдерживающих факторов, причем на законодательном уровне, он привел пример нынешней ситуации с маломерными судами, которые выходят за территорию порта, а соответственно покидают и 12-мильную экономическую зону. В соответствии с действующими правилами их владельцы в этом случае должны платить установленные таможенные пошлины. Если яхта совершает регулярные туристические перевозки, то, совершив за день три—четыре ходки, она автоматически попадает под уплату таможенных пошлин. Чтобы исправить такую ситуацию, ФТС России намерена выйти с инициативой по упрощению данной нормы и проработать эти вопросы.

При этом глава службы заявил, что ведомство является сторонником создания широкой свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе. Он отметил, что работающие в Крымском федеральном округе сотрудники ФТС России ориентированы на то, чтобы все новации, связанные с созданием благоприятных условий для ведения бизнеса на полуострове, не отвергались, а воспринимались и рассматривались. Андрей Бельянинов призвал представителей предприятий, которые являются участниками КСЭЗ, смело высказывать свои претензии таможенникам, с тем чтобы найти решения различных проблем, тормозящих экономическое развитие территории. Он предложил присмотреться к опыту других российских СЭЗ, в частности Калининградской, татарстанской Алабуги.

Глава ФТС России заверил местных бизнесменов в том, что целью работы таможенников в Крыму является развитие полуострова, а не сбор пошлин в максимальном объеме любой ценой. По его словам, республика нуждается в «особом отношении», в том числе не только со стороны таможни, но и налоговых органов. Служба также готова оказать помощь Крыму в организации торгового взаимодействия с такими странами, как Египет, Сирия, Иордания, Иран, Вьетнам, Китай.

По его словам, рынок Крыма очень выгоден — здесь, с учетом летних месяцев, проживает около двух миллионов человек. При этом некоторые зарубежные партнеры уже высказали свою большую заинтересованность в организации на постоянной основе поставок товаров в Крым. Им нужны только подсказать, как организовать перечисление денег, логистику, как юридически грамотно оформить грузы.

О готовности возить их на полуостров, как сообщил Андрей Бельянинов, заявили греческие судовладельцы, которые достаточно скептически смотрят на санкции, поскольку вопрос идет о загрузках. Это позволит ускорить решение вопроса по доставке товаров в Крым, который на сегодня является весьма актуальным. Напомним, что в настоящее время в Европейском союзе для судов, ходящих под его флагом, действует запрет на заходы в порты Крыма.

Не все так просто

При этом вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Крыма Клавдия Дякович постаралась вернуть местный бизнес на землю и напомнила, что по действующим правилам на данный момент вывоз готовой продукции крымских участников свободной экономической зоны невозможен с полуострова без доначисления пошлин и налогов за предварительно ввезенное иностранное сырье, из которого на местных предприятиях изготавливается указанный товар. Она признала, что «мы замалчиваем немного тот факт».

С одной стороны, по ее словам, ТПП РФ приказом от 19.12.2014 № 99 уполномочила ТПП Крыма и Севастопольскую ТПП выдавать с 1 января 2015 года заключения о статусе товара, формы «товар Таможенного союза» или же формы «иностранный товар». Для этого сотрудники ТПП полуострова прошли соответствующее обучение, и в палате установлено необходимое техническое оборудование, утвержден необходимый порядок.

«Однако порядок предоставления особого режима налогообложения и преференциальных льгот в случае вывоза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, на остальную часть таможенной территории Союза как союзных товаров касается предпринимателей и предприятий, которые зарегистрированы как резиденты или участники свободной экономической зоны до 1 января 2012 года, - пункт 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных экономических зон, которое принято Комиссией Таможенного союза», - уточнила Клавдия Дякович.

При этом указанная норма не распространяется на участников СЭЗ Крыма. Соответственно, у них нет возможности подпасть под ее действие. Сегодня местные ТПП не имеют достаточных правовых оснований для выдачи резидентам СЭЗ заключений о статусе их товара. В ответ, чтобы снять это ограничение, Андрей Бельянинов предложил создать соответствующий механизм.

Эксперты также напоминают о необходимости соблюдения особенностей таможенного регулирования на территории КСЭЗ. Следует отметить, что на данный момент в России создано 37 особых (свободных) экономических зон, в том числе – 10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 15 туристско-рекреационных (таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется) и 3 портовых. География их расположения охватывает территорию от Дальнего Востока до Калининградской области. Также в стране функционируют три ОЭЗ, созданные по территориальному типу: в Калининградской и Магаданской областях, на территории Крымского федерального округа. Морские порты Крыма и Севастополя являются свободными портами.

В режиме ОЭЗ

На территории ОЭЗ и территориях, к ним приравненным, действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Положениями федеральных законов, регулирующих создание ОЭЗ, в качестве одного из способов привлечения инвестиций в российскую экономику и развития производства экспортно-ориентированных и импортозамещающих товаров определена возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Ее суть определена Международным соглашением Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (Соглашение о СЭЗ).

Таможенная процедура СТЗ предусматривает возможность беспошлинного ввоза иностранного оборудования и сырьевых товаров для их использования в пределах территории ОЭЗ, в том числе для переработки и получения готовой продукции, с ее последующим вывозом либо за пределы таможенной территории ЕАЭС, либо на остальную часть таможенной территории Союза. В связи с тем, что условиями таможенной процедуры СТЗ предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, законодательством определены особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на территориях ОЭЗ.

Во-первых, территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля и должна быть оборудована и обустроена соответствующим образом для целей таможенного контроля. Компетенцией на совершение таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территории ОЭЗ и (или) вывозимых с нее, в том числе компетенцией на регистрацию таможенных деклараций в таможенной процедуре СТЗ, обладают таможенные органы, находящиеся на территории ОЭЗ (специализированные), либо таможенные органы, в регионе деятельности которых создана ОЭЗ, или находящиеся в непосредственной близости от территории такого рода зоны.

Во–вторых, ввоз и вывоз товаров и транспортных средств соответственно на территорию ОЭЗ и с нее осуществляется под таможенным контролем (по уведомлению или с разрешения таможенного органа). Срок нахождения товаров в процедуре СТЗ ограничен сроком функционирования ОЭЗ и статусом лица в качестве резидента ОЭЗ. ОЭЗ является местом временного хранения иностранных товаров, которое в установленном порядке осуществляется на участке резидента ОЭЗ. Особенности применения таможенной процедуры СТЗ определены соответствующими федеральными законами, в соответствии с которыми создается ОЭЗ.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, могут совершаться любые операции, если они соответствуют условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ. К ним относятся операции по складированию (хранению, накоплению, дроблению) товаров; по их погрузке (разгрузке) и иные грузовые операции, связанные с хранением; по переработке (обработке) товаров, а также по их ремонту.

В этот перечень также включены операции, необходимые для сохранности товаров, их подготовки к транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств; операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами; потребление товаров.

Товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также изготовленные (полученные) с использованием товаров, помещенных под данную процедуру (готовая продукция), могут быть вывезены с территории ОЭЗ только при условии завершения действия таможенной процедуры СТЗ. Завершение таможенной процедуры СТЗ в отношении помещенных под нее товаров и в отношении готовой продукции осуществляется их помещением под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Бывают исключения

В отдельных случаях (в отношении оборудования, введенного в эксплуатацию, созданных объектов недвижимости) процедура СТЗ завершается путем приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС, если резидентом (участником) выполнены условия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ и резидент утратил статус резидента. Соглашением о СЭЗ установлены особенности исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов при завершении действия таможенной процедуры СТЗ помещением товаров под таможенные процедуры.

Для вывоза готовой продукции за пределы территории ОЭЗ Соглашением о СЭЗ (статья 19 Соглашения по СЭЗ) установлены критерии достаточности переработки, при выполнении которых готовая продукция приобретает статус товара ЕАЭС. В соответствии со статьей 19 Соглашения по СЭЗ товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром ЕАЭС. При этом в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара должно быть обязательно выполнено одно из перечисленных в указанном Соглашении условий.

При этом до сих пор не утвержден предусмотренный Соглашением по СЭЗ перечень

условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, который изготовлен (получен) в результате использования иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром ЕАЭС. В РФ органом, уполномоченным на выдачу заключений о статусе товара формы «ТЕАЭС» (товары ЕАЭС) и «ИТ» (иностранные товары), является ТПП России и определяемые ею территориальные торгово-промышленные палаты. Заключения формы «ТЕАЭС» и «ИТ» выдаются в соответствии с Решением КТС от 17.08.2010 № 437.

Однако для участников СЭЗ Крым статья 19 Соглашения применяется только для определения статуса готовой продукции при ее вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС. При завершении таможенной процедуры СТЗ продукция, готовая для вывоза за пределы ОЭЗ (в СЭЗ Крым - за пределы участка ее участника), помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов.

Они исчисляются в отношении либо иностранного сырья и компонентов, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных при изготовлении готовой продукции (при осуществлении идентификации иностранных товаров в готовой продукции); либо готовой продукции (при отсутствии идентификации иностранных товаров в готовой продукции).

На территориях расположенных в Крыму свободных портов предусмотрено применение отдельного порядка осуществления процедур пограничного, таможенного и иного государственного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств. Декларантом товаров в таможенной процедуре СТЗ может выступать только участник данной зоны. Исключение - портовые участки Свободных портов, где декларантом вправе выступать лицо, заключившее с участником СЭЗ договор на хранение товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру. Таможенная процедура СТЗ применяется в границах земельного участка участника СЭЗ, на котором такая зона должна быть создана.

Одним из основных проблемных вопросов в этой связи являются случаи, когда создание ЗТК затруднено из-за специфики деятельности участников СЭЗ, в том числе отсутствует возможность ограждения участка территории СЭЗ, на котором будут находиться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ.

Поручено таможне

ФТС России Крымской и Севастопольской таможням даны рекомендации, согласно которым, при отсутствии возможности ограждения участка территории СЭЗ согласно требованиям, декларант может представить обязательство о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с таможенной процедурой СТЗ. При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ таможенный орган вправе осуществлять их идентификацию. Следует помнить, что под таможенную процедуру СТЗ на территории зоны могут помещаться только иностранные товары.

Основанием для ввоза и вывоза товаров на территорию СЭЗ и с территории СЭЗ (на/с участок(а) участника СЭЗ) является декларация на товары. Вывоз готовой продукции на внутренний рынок осуществляется в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В этом случае уплата ввозных таможенных пошлин, налогов может производиться как в отношении использованного сырья (при условии его идентификации в готовой продукции), так и по готовому изделию (если идентификация сырья не проводилась).

Идентификация иностранных товаров в готовой продукции осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минфина от 10.03.2016 № 22н, которым предусмотрено два сценария осуществления идентификации. По результатам рассмотрения заявления таможенный орган выдает заключение о возможности либо невозможности идентификации иностранного сырья в готовой продукции, которое представляется в таможню при декларировании готовой продукции.

По информации официального сайта Минэкономразвития, на территории КСЭЗ России на 11 апреля 2016 года было зарегистрировано 535 участников. Их основная деятельность ориентирована на внутренние потребности полуострова. Однако ряд участников СЭЗ планируют организовать выпуск готовой продукции, которая затем будет вывозиться на остальную часть.

Согласно разъяснениям ФТС России при перевозке товаров СЭЗ допускается использование транспортных средств, указанных в части 16 статьи 18 Федерального закона № 377-ФЗ и помещенных под таможенную процедуру СТЗ за пределами земельных участков участника СЭЗ, являющихся зоной таможенного контроля, но в границах СЭЗ, с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе потребовать от декларанта обязательство о соблюдении таких ограничений на основании статьи 227 Закона № 311-ФЗ.

Правительством даны поручения по обеспечению применения на территории КСЭЗ таможенной процедуры СТЗ, в том числе по аналогии с ОЭЗ в Калининградской области. В ходе работы над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС служба подготовила предложения по включению в него в виде отдельных приложений особенностей применения таможенной процедуры СТЗ в Крымском федеральном округе, как это сделано в отношении ОЭЗ, созданных в Калининградской и Магаданской областях. Однако данные предложения не были поддержаны другими государствами - членами ЕАЭС.

В связи с этим в Минэкономразвития направлены предложения об определении в Соглашении о СЭЗ отдельного типа ОЭЗ, созданных по территориальному принципу, с указанием особенностей применения таможенной процедуры СТЗ на территории таких ОЭЗ в проекте таможенного кодекса ЕАЭС.
Обзор подготовил Алексей ШИТИКОВ


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.