.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 10(октябрь '17)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Успех достигается лишь сообща

Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если сведения о таких документах или данные из них таможенники могут получить из информационных систем таможенных органов (ИСТО), а также в рамках информационного взаимодействия из аналогичных систем государственных органов.

Как пояснил журналу «Таможня» начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (УТОВЭК) Сергей Шкляев, эта норма закреплена в статье 80 ТК ЕАЭС. Для ее реализации Управление совместно с заинтересованными структурными подразделениями службы провело комплекс мероприятий по представлению в таможенные органы сведений из разрешительных документов в электронном виде. Именно переход федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на использование системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволит отказаться от представления таможенным органам разрешительных документов, необходимых для совершения таможенных операций.

Сергей Шкляев уточнил, что в части соблюдения запретов и ограничений уже обеспечен информационный обмен с более чем 18 ФОИВ. В результате участники ВЭД теперь могут не представлять таможенным органам разрешительные документы, имеющиеся в информационных ресурсах данных ведомств. Сведения из указанных документов таможенные органы зачастую получают в электронном виде, причем на это уходят считаные минуты. В рамках СМЭВ таможенники ежедневно формируют до 30 тыс. запросов о более чем 36 разрешительных документах.

Представитель ФТС России убежден, что «в перспективе СМЭВ должна стать основой для реализации технологической платформы национального сегмента «единого окна», который будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с ВЭД». Чтобы такое взаимодействие стало возможно, проведен комплекс организационно–технических мероприятий.

Во-первых, разработан и согласован с ФОИВ так называемый Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары (ДТ). Он размещен на сайте ФТС России в разделе «Открытые данные» и постоянно актуализируется. Также реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в ДТ, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике. Во-вторых, разработаны алгоритмы сверки сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, содержащимися в ИСТО.

Чтобы исключить необоснованные запросы разрешительных документов, таможенники ежедневно проводят их мониторинг, результаты которого публикуются на официальных сайтах региональных таможенных управлений (РТУ) и на сайте ФТС России. Их также анализируют с коллегами из других ФОИВ.

Все под контролем

Начальник УТОВЭКа отметил, что «мониторинг и анализ работоспособности сервисов межведомственного информационного обмена ФОИВ и программных средств ФТС России в 2017 году показал наличие систематических ошибок, допускаемых участниками ВЭД при заполнении сведений о разрешительных документах в графе 44 ДТ».

Во-первых, это неправильное указание структуры маски номера разрешительных документов. Несоблюдение требований к структуре этой маски относится к уровню недопустимой ошибки, которая может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, невозможности регистрации ДТ.

Во-вторых, некорректное указание кодов видов документов, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.09.2010 № 378, что является нарушением права ЕАЭС, не позволяет осуществлять запрос документа в соответствии со структурой маски его номера. Это снижает работоспособность СМЭВ, замедляет совершение таможенных операций в части проверки документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также увеличивает количество обоснованных запросов таможенниками дополнительных документов.

Среди наиболее часто встречающихся ошибок – указание кода вида документа: 09023 «иные графические материалы». Она свидетельствует о том, что разрешительный документ представлен в виде графических материалов и поэтому таможенный орган не может получить сведения о нем через СМЭВ. Также недопустимо указание в графе 44 ДТ двух видов документов (например, лицензии на импорт (экспорт) товаров и разрешения, являющегося основанием для ее получения).

Сергей Шкляев уточнил, что это не соответствует праву ЕАЭС, так как согласно положению о перемещении товаров основанием для ввоза их отдельной категории является лицензия, а не согласование на ее получение. Следует помнить, что данный вид разрешений ФОИВ не передают.

Чтобы расширить возможности участников ВЭД по автоматическому получению на безвозмездной основе информации, имеющейся у таможенного органа, УТОВЭК проводит работу по информационному взаимодействию в электронном виде за счет развития электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД». В части соблюдения запретов и ограничений в информационном сервисе «Разрешительные документы» российские экспортеры и импортеры в режиме онлайн могут видеть указанные документы, выданные ФОИВ.

Начальник Управления ФТС России пояснил, что это позволяет участнику ВЭД еще до подачи ДТ проверить наличие разрешительного документа и сведения из него в ИСТО и в дальнейшем не представлять эти документы таможенному органу, а также исключить ошибки в ДТ при заполнении сведений о разрешительных документах.

Наряду с этим, Сергей Шкляев отметил, что в рамках реализации Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года Управление продолжит совершенствование сервиса «Личный кабинет». Вскоре с его помощью пользователи смогут проверить статус разрешительного документа для целей совершения таможенных операций. «Зеленый цвет» – действительный, свидетельствует о том, что сведения о данном документе ранее были использованы при совершении таможенных операций. «Красный цвет» – недействительный. «Желтый цвет» указывает, что в ходе совершения таможенных операций сведения из разрешительного документа были получены таможенными органами из информсистем, выдавших его ФОИВ, но ранее он не использовался при совершении таможенных операций.

Кроме того, для удобства участников ВЭД в сервисе «Разрешительные документы» планируется ввести гиперссылку, которая позволит до подачи ДТ размещать в электронный архив декларанта документы, отсутствующие в ИСТО и не полученные таможенниками от ФОИВ.

Как велит закон

Еще одним направлением деятельности Управления его начальник назвал осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства. Сейчас по закрытому каналу связи ФТС России обеспечивает информационный обмен с Цетробанком о зарегистрированных таможенными органами ДТ. Благодаря этому схема вывода капитала, основанная на использовании подложных таможенных деклараций для перевода денежных средств за рубеж, утратила актуальность. В свою очередь, Банк России передает службе в электронном виде паспорта сделок и ведомости банковского контроля, необходимые для осуществления ФТС России функции органа валютного контроля.

Для реализации этого обмена, отметил Сергей Шкляев, Управление провело большую работу по совершенствованию автоматизированных технологий валютного контроля и их адаптации к изменениям в валютном законодательстве РФ. Так, для упрощения процедуры валютного контроля разработаны маска номера паспорта сделки, формируемого согласно порядку, установленному Банком России, и алгоритмы сверки сведений, заявленных в ДТ, со сведениями в паспорте сделки.

Также разработана технология контроля за соблюдением правильности заявления в ДТ сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме. Для выявления ошибок УТОВЭК постоянно проводит мониторинг работоспособности информационно-программных средств и баз данных ДТ.

Это позволило выявить основные ошибки, допускаемые при указании в декларации сведений, заявляемых для целей валютного контроля. В данном случае недопустимыми и критическими ошибками являются несоответствие кода валюты цены договора, заявленного в ДТ и указанного в паспорте сделки. В этом случае уполномоченный банк не может автоматически загрузить ДТ в ведомости банковского контроля, что, в свою очередь, приводит к дополнительным запросам в ФТС России о представлении информации по ДТ.

Начальник УТОВЭК также обратил внимание на неправомерное заявление кода особенности сделки «06», характеризующего сделку, на которую не распространяется требование об оформлении паспорта сделки исходя из суммы договора. В этом случае в ДТ указываются сведения о стоимости товаров свыше 50 тыс. долларов (графа 22 «Валюта и общая стоимость по счету»), что свидетельствует о необходимости оформления паспорта сделки. Такое несоответствие свидетельствует о невыполнении участником ВЭД требования об оформлении паспорта сделки и влечет риск отказа банка в переводе денежных средств контрагенту и, как следствие, предъявления ему претензий за невыполнение обязательств по контракту - вплоть до применения штрафов в рамках договорных споров.

Чтобы исключить ошибки

Сергей Шкляев отметил, что для исключения указанных ошибок для участников ВЭД подготовлены разъяснения по заполнению ДТ для целей валютного контроля, которые размещены на сайте ФТС России.

Для минимизации этих ошибок ФТС России в 2017 году модернизировала программные средства, позволяющие до выпуска товаров осуществлять сверку сведений, содержащихся в ДТ и паспорте сделки. Однако пока не удалось полностью исключить ошибки, допускаемые участниками ВЭД. В связи с этим УТОВЭК и структурные подразделения ФТС России подготовили новый алгоритм сверки сведений, заявленных в ДТ, со сведениями из паспорта сделки до подачи декларации. При выявлении соответствующих расхождений ДТ будет возвращена на доработку.

Начальник Управления обратил внимание на то, что для сокращения допускаемых ошибок и, как следствие, уменьшения временных и финансовых издержек создан и функционирует информационный сервис «Валютный контроль». Обеспечена возможность получения в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам. Это позволяет участникам ВЭД до подачи декларации проверить наличие в ИСТО паспорта сделки и заявлять сведения о нем в ДТ, что сокращает сроки совершения таможенных операций.

Также появилась возможность получения сведений о зарегистрированных ДТ, переданных Банку России и уполномоченным банкам. Это позволило исключить необходимость письменного обращения участников ВЭД в ФТС России для получения таких сведений. Для дальнейшего совершенствования сервиса «Валютный контроль» планируется реализовать предоставление участникам ВЭД сведений о паспортах сделок, которые были закрыты или переведены в другой уполномоченный банк. Получение такой информации позволит минимизировать риски возникновения правонарушений.

При организации работы по направлению валютного контроля учитываются и новые подходы в области валютного регулирования, в частности изменения нормативных актов Банка России, предусматривающих отмену требований об оформлении паспорта сделки и его замены на процедуру присвоения контрактам уникальных учетных номеров.

Среди направлений деятельности Управления, как отметил его начальник, - соблюдение мер технического регулирования. Он напомнил, что товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС и России, должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе мерам технического регулирования, установленным правом Союза и законодательством РФ. Это необходимо для недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Общими усилиями

Анализ правоприменительной практики таможенных органов выявил многочисленные факты ввоза в страну большого количества товаров с документами о соответствии обязательным требованиям, которые содержали недостоверные сведения. Чаще всего в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии неверно указывали информацию о документах, на основании которых они были получены (протоколы испытаний), что является нарушением.

По мнению начальника УТОВЭКа, это связано с тем, что участники ВЭД не соблюдают порядок ввоза в РФ проб и образцов товаров для проведения исследований и испытаний в целях получения документов о соответствии, либо они их в принципе не ввозят. Как известно, в соответствии с правом ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления продукции, ввозимой в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, представление таможенным органам документов, удостоверяющих их соответствие, является обязательным требованием, то есть сертификаты соответствия и декларации о соответствии не требуются.

Вместе с тем следует представить копию договора или письма с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией либо центром), в которых указано количество товара, необходимое для проведения исследований и испытаний (подпункт «а» пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой установлены обязательные требования, утвержденные решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294).

Таким образом, при ввозе проб и образцов продукции декларант должен одновременно представить ДТ и вышеназванные документы, а также указать в графе 37 декларации код особенностей перемещения таких товаров в соответствии с классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (код «061»).

Сейчас ФТС России и Росаккредитация занимаются автоматизацией процессов сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза участниками ВЭД образцов продукции для сертификации и декларирования соответствия. Результаты такой сверки будут использоваться для проведения ряда мероприятий. Со стороны ФТС России - для пресечения попыток совершения недобросовестными участниками ВЭД нарушений при ввозе товаров в Россию; со стороны Росаккредитации - для проведения проверок в отношении аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий либо центров; со стороны уполномоченных органов по обеспечению государственного контроля (надзора) - за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт и др.) для проведения проверочных мероприятий в отношении продукции, находящейся в обращении на территории РФ.

Работа, проводимая УТОВЭКом, уточнил его начальник, направлена на то, чтобы сделать таможенный контроль более предсказуемым и менее обременительным для бизнеса и при этом не снизить уровень его эффективности и безопасности. Сергей Шкляев подчеркнул, что ФТС России ждет от бизнес-сообщества обратной связи в отношении соблюдения права ЕАЭС, так как лишь совместными усилиями можно добиться создания благоприятных условий для развития в России внешнеэкономической деятельности.

По материалам журнала «Таможня»

 




 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.