.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 6(июнь '18)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Морской портал для морского порта

Взаимодействию с работающими в порту участниками бизнес-процессов Балтийская таможня уделяет самое пристальное внимание. Это обусловлено тем, что одной из приоритетных задач для ее должностных лиц является сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через границу водным транспортом, а также обеспечение оптимизации и гармонизации применяемых таможенных процедур.

Обсуждение нынешнего положения дел стало главной темой разговора с начальником Балтийской таможни Сергеем СЕНЬКО, который представил свое видение ситуации.
- Сергей Борисович, по специализации возглавляемая вами таможня считается портовой. При этом она является одной из крупнейших не только на Северо-Западе, но и в целом в системе ФТС России. В рамках экспериментов на ее базе проходят обкатку новые таможенные технологии, прежде всего информационные. Чему сейчас уделяется основное внимание?
- Вы правы в оценке роли и места нашей таможни, в зону ответственности которой входит Морской порт Санкт-Петербурга. Приведу лишь одну цифру: на протяжении многих лет на долю таможни приходится более 60% от всех средств, перечисленных таможенными органами Северо-Западного региона в доходную часть федерального бюджета.

Для нас, безусловно, очень важно обеспечить качественное и своевременное оформление экспортно-импортных грузов. В нынешних условиях добиться этого можно только за счет применения передовых таможенных информационных технологий, причем при условии их непосредственного взаимодействия с IT–системами работающих в порту участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Имею в виду получение от них в электронном виде сведений и различного рода сопроводительных документов. Реализация такого информационного взаимодействия создает условия для существенного сокращения сроков оформления товаров таможенными органами.
- Позволяет ли такой подход обеспечить не только оптимизацию, но и гармонизацию применяемых таможенных процедур?
- Безусловно, при этом оба эти направления неразрывно связаны и, по сути, являются двумя сторонами одной медали. Практика показала, что для успешной реализации общей концепции гармонизации таможенных процедур следует сформировать некую платформу. Для этого необходимо осуществить ряд мероприятий, которые позволят не только оптимизировать, но и поднять производительность программных средств таможенных органов. Сейчас обеспечено поступательное совершенствование таможенных систем с учетом общих тенденций развития мировых IT-технологий.

Также следует создать и внедрить интегрированные системы информационного обмена данными между представителями бизнес-сообщества и государственными контрольными органами (ГКО), осуществляющими свою деятельность в морском пункте пропуска. Сделать это можно только при условии взаимодействия всех заинтересованных лиц, вовлеченных в процессы ВЭД, наладив обмен мнениями, совместный поиск путей решения имеющихся проблем.

В рамках общей концепции развития портов и имеющегося мирового опыта на первое место выходит внедрение систем «единого окна» и формирование некоего внутрипортового объединения, в которое следует вовлечь все заинтересованные бизнес-структуры, а также ГКО.
- Что вы имеете в виду под внутрипортовым объединением?
- Речь идет о структуре типа Port Community System (PCS). Так, в Финляндии активно применяется информационная система PortNet, в Германии - DAKOSY, в Италии - PMIS. Подобного рода информационные модели работают в странах Евросоюза и Америки, в Сингапуре.

Каждая из них имеет свои особенности, технологические и иные отличия. Однако их общим ключевым условием является непосредственное взаимодействие, полная или частичная интеграция с информационными системами, которые используют работающие в порту компании и ГКО. При этом участники информационного взаимодействия неукоснительно соблюдают требование о строжайшем и безусловном сохранении сведений, представляющих коммерческую тайну, и недопущении к ним посторонних лиц.

Отмечу, что из-за различия стоящих перед ними задач при создании своих информационных систем одни участники ВЭД применяли подходы, форматы и структуру данных, которые отличались от тех, что использовали другие компании. В итоге на сегодня мы имеем целый набор разного рода платформ, которые не всегда корреспондируют друг с другом. Учитывая эту особенность и специфику, создание портового объединения возможно на базе какой-либо уже функционирующей в морском порту информационной системы, которая в состоянии «найти общий язык» с другими IT-платформами бизнеса.

- В распоряжении таможенных органов имеется инструмент, который мог бы сыграть обозначенную вами роль?
- На мой взгляд, в качестве одного из сегментов портового объединения следует рассматривать Комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт». Как известно, он предназначен для обеспечения в портах Российской Федерации совместной работы участников ВЭД, федеральных органов исполнительной власти и других субъектов морских перевозок, а также применения при осуществлении таможенных и иных операций в морских пунктах пропуска электронного документооборота в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 739-р.

За счет функциональных возможностей КПС уже удалось информационно объединить действующие в порту таможенные органы, Пограничную службу ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, а также морских перевозчиков, декларантов и иных заинтересованных лиц, включая морские терминалы. Последние активно участвуют в работе КПС, но на данный момент их роль ограничена исключительно приемом информации. Основными участниками информационного взаимодействия сейчас являются морские линии, таможенный орган и администрация порта.
- Какими техническими и технологическими возможностями обладает портал?
- Они разнообразны, поэтому каждый из перечисленных пользователей использует то, что ему на данный момент необходимо. Так, морские перевозчики (линии) и иные заинтересованные лица применяют КПС в части реализации возможности представления предварительной информации о транспортных средствах и товарах. Сейчас доля предварительной информации в общем объеме судозаходов достигает в среднем порядка 40%.

Администрации морского порта прибегают к услугам портала при информировании государственных контрольных органов о графиках судозаходов. Среди прочего они формируются и на основании сведений, содержащихся в информационной системе ПортКол. Морским терминалам функционал КСП позволяет обеспечить их интересы. Так, с недавних пор появилась возможность оперативно просматривать все решения, принимаемые ГКО. Это позволяет более эффективно планировать деятельность терминалов.

В настоящее время КПС эксплуатируется во всех таможенных органах, в регионе деятельности которых функционируют морские пункты пропуска. Соответственно и в нашей таможне. Мы рассматриваем портал как некую коммуникационную платформу, обеспечивающую наш информационный обмен с участниками международных морских перевозок, взаимодействие в процессе оформления в морских пунктах пропуска товаров и транспортных средств с иными ГКО и заинтересованными лицами, обрабатывающими поступающую предварительную информацию в рамках системы управления рисками.

В рамках технологий, внедренных в Балтийской таможне, использование портала позволяет нашим должностным лицам принимать решения о выпуске товаров до завершения их фактической выгрузки с борта судна, а также дает возможность использовать результаты таможенного наблюдения при принятии решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) в рамках «единой проверки в одном месте».

Применяя специальные программы, декларант формирует предварительную информацию о товарах (ПИТ) через загрузку информации из предварительной таможенной декларации (ПТД). Это можно осуществить путем выгрузки ПТД в xml-формате и направления в портал через сервис «Предварительное информирование в морских портах» в «Личном кабинете участника ВЭД».
- Хотя практическая эксплуатация портала началась в ноябре 2015 года, следует признать, что он до сих пор не лишен недостатков. Их наличие признают и сами таможенные органы. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Отмечу, что мы никогда не идеализировали портал. Действительно, необходимо устранить ряд имеющихся у него пробелов. Например, у КПС пока достаточно ограниченный функционал. Также отсутствует техническая возможность для формирования морским перевозчиком, грузополучателем, иными заинтересованными лицами формализованных стандартных обращений в адрес ГКО. Например, о необходимости осуществления таможенного наблюдения, в том числе за расположением контейнера с товарами в морском порту, прослеживания этапности прохождения контейнера на всем протяжении его пребывания в пункте пропуска.

Стоит отметить, что указанные вопросы уже технически реализованы в программных средствах ряда работающих в порту компаний. Так, стивидоры осуществляют обработку формализованных сообщений в различных международных форматах, в программных средствах морских терминалов дополнительно представлена возможность отслеживания этапности в проведении контрольных мероприятий в отношении контейнеров и контроля за их фактическим местоположением.
- Как вы считаете, могли бы таможенные органы в принципе каким-то образом использовать технические возможности работающих в порту компаний?
- Думаю, что при соблюдении ряда требований такое в перспективе могло бы иметь место. Анализ ситуации показывает, что применение таможенным органом некоторых сведений из IT–системы морского терминала позволит осуществлять эффективное и оперативное планирование деятельности должностных лиц таможенных постов, что в итоге обеспечит сокращение сроков совершения операций с товарами. Вместе с тем стоит сказать, что доступ к указанной информационной системе должностных лиц таможенного органа сейчас возможен только при условии предоставления специально выделенного рабочего места.
- Международным стандартом электронного обмена данными, в том числе и на транспорте, является стандарт EDIFACT. Что он из себя представляет и для чего необходим?
- В данный момент библиотека EDIFACT включает свыше 200 стандартных сообщений, которые могут применяться в различных сферах. Каждое из них имеет свой идентификатор, состоящий из шести букв и отражающий краткое наименование сообщения. Наибольший интерес для таможенных органов представляют информационные сообщения CUSCAR (Сообщение о грузовой декларации) и CUSREP (Сообщение, касающееся отчета о перевозке).

Совокупные сведения, содержащиеся в указанных информационных сообщениях, представляют собой определенный набор данных: номера контейнера, коносамента, разрешительных документов. Кроме того, в указанных сообщениях имеются сведения об основных характеристиках товаров, таких как вес, код в соответствии с ТН ВЭД, количество грузовых мест и тип упаковки. На наш взгляд, представление морским перевозчиком такого рода информации позволило бы таможенному органу выстраивать более эффективную систему предварительного анализа имеющихся в его распоряжении сведений.

Проводя сравнительный анализ сведений, содержащихся в информационных сообщениях CUSCAR и CUSREP, с данными, представление которых определено решением Коллегии ЕЭК № 51, мы пришли к выводу, что их можно унифицировать и сопоставлять. Считаю, что автоматизация обработки сообщений CUSCAR и CUSREP позволила бы организовать аналитическую работу в рамках состава сведений, представляемых перевозчиком из своих информационных систем.
- Какие надежды, если в данном случае такое определение уместно, вы связываете с построением в морском порту принципа «единого окна»?
- Считаю, что в совокупности с реализацией полноценной системы предварительного информирования работающее должным образом «единое окно» позволит таможенному органу в значительной степени оптимизировать существующую систему управления рисками (СУР), сместить акценты ее работы на этапы, предшествующие фактическому прибытию морского судна в порт.

При этом отмечу, что элемент «единого окна», реализованный в настоящее время на базе КПС «Портал морской порт», позволяет участникам процесса видеть все принятые таможенным органом решения, в том числе в рамках СУР. При предварительном информировании таможенный орган за счет применения СУР будет проводить анализ поступившей от участника ВЭД информации на предмет полноты ее представления, а также достоверности.

На основе полученных в ходе анализа данных таможенный орган сможет заблаговременно принимать решения, например о запрете выгрузки товаров или о необходимости проведения фактического контроля после завершения выгрузки. На практике это позволит исключить необходимость повторных перемещений контейнера внутри терминала, а значит снизить финансовую нагрузку на участника ВЭД. Также станет возможным принятие решения о выгрузке товаров без последующего проведения фактического контроля, что придаст дополнительный импульс развитию технологии выпуска товаров до окончания их фактической выгрузки с борта судна.
- Сергей Борисович, на ваш взгляд, в случае реализации принципа «единого окна» в рамках внутрипортового объединения, например, у морского терминала появятся какие-либо дополнительные возможности?

- Если все сделать правильно, благодаря применяющейся в настоящее время в Балтийской таможне технологии он сможет оперативнее перемещать контейнер в зону таможенного досмотра, транспортировать его непосредственно в процессе выгрузки на площадку для таможенного транзита. При этом появится возможность не только перемещать контейнер в выделенное место хранения в рамках принятых решений о запрете ввоза, но и реализовывать в отношении него иные технологические приемы и методы работы терминала. Считаю, что дальнейшее развитие технологии «единого окна» позволит участнику ВЭД и иным заинтересованным лицам осуществлять мониторинг пребывания контейнера в порту на предмет этапности и сроков его нахождения. Дальнейшее развитие функциональных возможностей портала обеспечит пользователям возможность информирования и согласования необходимости совершения тех или иных грузовых операций с товарами по собственной инициативе, в том числе в рамках таможенного контроля.

Создание и функционирование в морском порту механизма «единого окна», являющегося логической составляющей развития системы внутрипортового объединения, стоит рассматривать в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед всеми работающими в порту.

Убежден, что активный обмен допустимыми сведениями приведет к упрощению процедур, применяющихся в морском порту. Совместное решение имеющихся проблем позволит повысить эффективность внутрипортового взаимодействия, снизить необоснованные материальные и временные затраты участников ВЭД.

Алина ШМИДТ,
пресс-секретарь Балтийской таможни,
специально для «ТН»




 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.