.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 6(июнь '18)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Таможня и бизнес: на пороге перемен

Началась практическая реализация одного из наиболее важных разделов принятой в мае прошлого года Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года. Он предполагает кардинальное изменение существующей методики таможенного контроля и серьезные структурные изменения.

Уже вышли приказы ФТС России о создании в рамках ведомства сразу нескольких принципиально новых региональных подразделений – электронных таможен, так сказать, е-таможни. Они появятся в составе Приволжского (с 15 июня 2018 года), Северо-Кавказского (с 27 июня) и Уральского (с 10 июля) таможенных управлений. Регионом деятельности перечисленных таможенных органов определена вся территория Российской Федерации. Их своеобразным прообразом стали действующие в системе ФТС России центры электронного декларирования (ЦЭД).

На практике это означает, что начался процесс разделения на таможни фактического контроля и те, что будут осуществлять таможенные процедуры, связанные с оформлением перемещаемых через границу товаров. Реформирование таможенных органов предполагает поэтапное создание региональных электронных таможен и концентрацию в ЦЭДах процессов электронного декларирования. При этом также будут функционировать таможни и подчиненные им таможенные посты фактического контроля. Правда, со временем их будет намного меньше, чем действует сейчас.

Начавшиеся изменения проводятся в соответствии с Детальным планом действий ФТС России по реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год, утвержденного приказом Минфина России от 09.01.2018 № 2. Как считают в ФРС России, начатое реформирование таможенных органов позволит более эффективно использовать ресурсы таможенных органов, что приведет к повышению качества таможенного администрирования и сокращению сроков таможенного оформления.

Предстоящие изменения также включены в Комплексную программу развития таможенной службы РФ до 2020 года, которую в завершенном виде впервые представили на заседании Коллегии ФТС России, прошедшем 25 мая 2015 года. Она прошла через обсуждения с четырьмя крупнейшими предпринимательскими объединениями России (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП РФ). Затем ее утвердили и согласовали Минфин, курирующий ФТС России, правительство и глава государства. Средства на реализацию программы заложены в бюджете. Как сообщил руководитель ФТС России Владимир Булавин, на создание восьми электронных таможен в федеральных округах выделено на три года 4,8 млрд рублей.

Суть новации состоит в обеспечении перехода таможенного ведомства в цифровую среду, который предполагает внедрение электронного документооборота не только внутри ФТС России, но и во взаимодействии со всеми участниками внешнеторгового процесса – федеральными органами исполнительной власти (ФОИС), контрольными ведомствами, а также с бизнесом.

Как уточнил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, программа подразумевает значительное изменение методики таможенного контроля, а именно – концентрацию декларирования товаров в специализированных центрах электронного декларирования. Предполагается обеспечить централизацию контроля с целью единообразного применения таможенных норм и правил по всей территории РФ. Суть программы состоит в обозначении мер в области таможенного администрирования, реализация которых позволит перейти «от состояния как есть к состоянию, как должно быть».

На практике это означает разделение таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары (ДТ), подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ, а также операций, связанных с проведением фактического таможенного контроля.

Курс на концентрацию

Всего предполагается создание 8 электронных таможен и 16 ЦЭДов. Процесс будет проходить в три этапа. Кроме появления перечисленных выше таможен, в 2018 году предполагается осуществить концентрацию декларационного массива в ЦЭДах Владивостокской, Калининградской областной и Московской областной таможнен.

В 2019 году планируется создание электронной таможни в Сибирском таможенном управлении и Авиационной электронной таможни, которая возьмет на себя обслуживание московского авиаузла. Также появятся ЦЭДы в составе Новороссийской, Центральной акцизной и Центральной энергетической таможен. В 2020 году электронные таможни появятся в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Южном таможенных управлениях.

Так, на Дальнем Востоке будет создано два ЦЭДа. Владивостокский, подчиненный одноименной таможне, в полном объеме начнет функционировать к концу 2018 года. В нем сконцентрируют таможенное декларирование товаров, прибывающих в регион деятельности ДВТУ морским и воздушным транспортом. Все, что будет завозиться иными видами транспорта, станет декларировать Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Дальневосточной электронной таможне. Сейчас определяются структура, штатная численность и местонахождение Дальневосточной электронной таможни и подчиненного ей ЦЭДа.

На Северо-Западе документарный контроль перейдет в одноименную электронную таможню (СЗЭТ) и два региональных ЦЭДа: Северо-Западный (его планируют создать на базе действующего сейчас Санкт-Петербургского ЦЭДа) и Балтийский, входящий в состав одноименной таможни. Остальные таможенные посты Балтийской и Санкт-Петербургской таможен преобразуют в посты фактического контроля.

Кроме того, таможнями фактического контроля должны стать Карельская, к которой со временем присоединят Архангельскую и Мурманскую таможни, Выборгская, Кингисеппская, Пулковская и Псковская таможни. Руководство управления планирует разместить все ЦЭДы и СЗЭТ региона в одном здании в черте Санкт-Петербурга «на разумном удалении от мест размещения Балтийской таможни и СЗТУ». Сейчас решаются организационные вопросы, связанные с подбором и приобретением в государственную собственность подходящего под указанные цели здания. На первом этапе в СЗЭТ введут временное штатное расписание с 13 должностными лицами. Преимущественно это будут сотрудники нынешних таможен Санкт-Петербурга. Впоследствии штат усилят за счет должностных лиц, которые высвободятся в ходе реорганизации Архангельской и Мурманской таможен.

Также в СЗТУ вскоре пройдут серьезные изменения, связанные с переходом Балтийского и Санкт-Петербургского ЦЭДов на новый режим работы, будут вноситься необходимые изменения в информационно-программные средства таможенных органов, изменится штатное расписание таможенных органов. Отметим, что столь масштабное реформирование таможенных органов на Северо-Западе произойдет, пожалуй, впервые. Оно может затронуть почти две тысячи таможенников, это около четверти от общей численности таможенных органов региона.

В электронном формате

В конечном итоге ФТС России планирует к концу 2020 года не только осуществить концентрацию документарного контроля в электронных таможнях и подчиненных им ЦЭДах, но и внедрить в практику диспетчеризацию деклараций на товары (ДТ). Как считают в ведомстве, это позволит распределять их в таможенные органы в соответствии с компетенцией, загруженностью и часовыми поясами.

К указанному времени новые технологические таможни и их ЦЭДы должны стать основными местами электронного декларирования. На момент завершения формирования в регионах сети электронных таможенных органов они разместятся преимущественно в столицах округов и ряде наиболее крупных городов, например в Санкт-Петербурге.

Необходимо отметить, что принципиальной позицией является нахождение электронных таможенных органов в помещениях, находящихся в государственной собственности. В ФТС России считают, что в результате получится прекратить всякие отношения с частными собственниками площадей и разорвать цепочку: должностное лицо таможенного органа – участник ВЭД, тем самым существенно снизив коррупционные риски. Таможенные посты, в зоне ответственности которых находятся товары, будут производить только операции, не связанные с декларированием, то есть осуществлять процедуры фактического контроля.

Напомним, что соответствующий эксперимент по отработке механизмов концентрации электронного декларирования в ЦЭДах ФТС России проводит с 2015 года в рамках отдельных таможенных органов. Теперь его планируется расширить. Со временем во всех федеральных округах появятся региональные электронные таможни и замыкающиеся на них ЦЭДы. Здесь будет сконцентрирован весь декларационный массив региона.

Среди прочего решено осуществить некую специализацию электронных таможенных органов, например по видам доставки. Так, три из них станут работать с товарами, перевозимыми морским транспортом. Все, что перемещается через границу в пределах Балтийского и Серного бассейнов, на своем ЦЭДе оформит Балтийская таможня. За Черноморско-Азовский бассейн будет отвечать Новороссийская электронная таможня, за Дальневосточный – Владивостокская.

Также появится электронная таможня, которая будет отвечать за московский авиационный узел, который является крупнейшим в стране. Сегодня через него проходит до 86% грузов, перемещаемых воздушным путем. Вскоре появятся две областные электронные таможни – Московская и Калининградская. Первая будет осуществлять оформление товарооборота самого крупного российского региона - столичного. Вторая, кроме процедур экспорта и импорта, станет отвечать за декларирование процедуры свободной экономической зоны (СЭЗ).

Отметим, что Калининградская областная таможня подключилась к эксперименту по концентрации таможенного декларирования в ЦЭДе с 1 января 2018 года. С этой даты Калининградский таможенный пост (ЦЭД) получил полномочия по принятию ДТ и выпуску в электронном виде товаров, фактически размещенных на Московском таможенном посту. С 1 июля 2018 года в эксперимент включатся таможенные посты Мамоновский, Балтийск, Морской порт Калининград имени Н.С. Хазова, Аэропорт Калининград.

Со временем две таможни перейдут на работу в электронном формате по строго определенным товарным направлениям – подакцизные товары и продукция топливно-энергетического комплекса. Как уже отмечалось, в итоге все декларирование экспортно-импортных товаров будет сконцентрировано в электронных таможенных органах. Они будут осуществлять процедуры экспорта, импорта и СЭЗ. Как уточнили в ФТС России, на эти три процедуры приходится 98% декларационного массива.

Остальные таможенные органы получат статус таможен фактического контроля. Они будут производить закрытие транзита, осуществлять досмотровые операции и все формы фактического контроля, станут заниматься документами на бумажных носителях. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) смогут представить их в любой удобный орган. Сейчас ФТС России решает вопросы, связанные с обработкой бумажных документов. После получения они будут сканироваться и по ведомственным каналам связи доставляться в тот орган, где оформляется декларация, к которой они должны прилагаться.

Чтобы не было проблем

В случае возникновения необходимости с инспектором декларант будет контактировать только на постах фактического контроля. Если после прохождения декларацией электронного фильтра риск нарушения окажется высоким, то инспектор может принять решение о проведении досмотра и отправить запрос на тот пост, где находится товар.

ФТС России предполагает ввести несколько видов диспетчеризации. Например, по виду товара (акцизный, энергоносители) и транспорта на границе (авиационный, морской). Относительно видов товара все понятно. Во втором случае это означает, что прибывающий на судах товар будет оформляться в морской таможне, например в Балтийской. Сейчас он может проследовать через нее транзитом в ту же Московскую областную таможню. Общение таможенников с декларантами пока не позволяет получить однозначный ответ, почему так происходит. Как правило, участники ВЭД указывают, что им так удобнее.

Третий вид диспетчеризации – по месту основного вида деятельности участника ВЭД. Предполагается, что таможни и посты фактического контроля будут размещаться в местах перевалки и концентрации логистической обработки внешнеторговых грузов. В ФТС России считают, что это позволит сформировать реальную схему работы, определить понятные объемы декларирования в тех или иных местах.

В перспективе планируется провести диспетчеризацию по единому лицевому счету. Это означает, что участник ВЭД перечислит средства централизованно в ФТС России, а подавать декларацию сможет в любой таможенный орган. Первые реальные шаги в этом направлении уже сделаны. В предлагаемом ведомством сервисе «Личный кабинет» зарегистрировалось свыше 160 тыс. пользователей. Этот показатель неуклонно растет, что говорит о его высокой востребованности у бизнеса. Сервис постоянно модернизируется, расширяются его возможности.

Как уточнил первый заместитель главы ведомства Руслан Давыдов, «мы не хотим создать для добросовестно работающего бизнеса какие-либо дополнительные проблемы, наоборот – постараемся максимально упростить и ускорить все процессы. У таможни и участников ВЭД должен быть цивилизованный подход друг от друга. Фактический контроль разместим там, где завершаются логистические операции. Будем приходить туда, где реально концентрируются грузы. Это сервисная сторона работы ФТС России. Однако она будет доступна исключительно для добросовестного бизнеса. Для недобросовестного приготовим контроль и принуждение работы по правилам».

При этом в службе отмечают, что для достижения желаемого результата предстоит многое сделать. Так, необходимо доработать программные средства, модернизировать имеющуюся инфраструктуру, создать новую, включая прокладку дополнительных каналов связи, и т. д. Под это дело уже запущена специальная программа, на реализацию которой Минфином зарезервированы необходимые средства.

Программа большая и серьезная. Таможенники намерены за счет компаний низкого риска перевести в автоматический режим не только регистрацию, но и выпуск значительной части деклараций. Планируется, что к 2020 году для добросовестных участников ВЭД авторегистрация по импорту и экспорту будет достигать 97%. Чтобы это произошло, свой вклад должны внести и участники ВЭД. Им следует готовиться к работе по-новому, научиться правильно взаимодействовать с информационными системами таможни, минимизировать количество ошибок при заполнении деклараций, в частности графы 44.

Тот, кто сумеет этого добиться, может рассчитывать на получение со стороны таможенных органов максимально возможной автоматизации процедур, снижение нагрузки. Общение с контрольными органами станет менее затратным.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

 


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.