.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 05(май '19)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Здравый смысл должен восторжествовать

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 утверждены общие правила маркировки товаров и положение о государственной информационной системе (ГИСМ) мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В документе, опубликованном на сайте Правительства РФ 3 мая 2019 года, определен порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и прекращения работы ГИСМ, методика формирования в ней информации и ее предоставления участникам оборота товаров и заинтересованным ведомствам.

Также установлен порядок ее взаимодействия с другими государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров. Предусмотрено, что особенности маркировки для конкретных товаров или их групп, а также порядок внедрения информационной системы мониторинга для них будут утверждаться отдельными актами Правительства России.

Правила маркировки товаров определяют порядок формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления заинтересованным сторонам информации об их обороте. Как уточнили в Белом доме, установление общих правил позволит определить единый подход и общее понимание процессов маркировки товаров, полномочия и обязанности участников этих процессов. В полную силу система обязательной маркировки заработает в 2024 году, когда в нее включат широкий список товаров.

Как пояснили эксперты, правила маркировки не распространяются на ряд товаров. Кроме проб и образцов, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия, не нужно маркировать товары: ввозимые на территорию РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации; находящиеся на временном хранении либо помещенные под таможенную процедуру таможенного склада; помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита; ввозимые в РФ физлицами для личного пользования и ряд других.

Определено, что маркировка осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации на товары (СИТ), упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения. Нанесение СИТ должно быть осуществлено до ввода товара в оборот, а сведения о нанесении СИТ следует направить в ГИСМ с использованием устройств регистрации эмиссии. При этом для импортеров под «вводом в оборот» понимается выпуск товара таможенными органами, ввозимого в РФ для внутреннего потребления.

Правилами определены порядки формирования и нанесения СИТ; представления оператору информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в ГИСМ. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений несут участники оборота товаров. Координатором ГИСМ является Минпромторг. Оператор информационной системы мониторинга определяется правительством. В настоящий момент им является Центр развития перспективных технологий для борьбы с контрафактом (ООО «Оператор ЦРПТ»).

Список расширят

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил почти вдвое увеличить список товаров, подлежащих маркировке. Предполагалось, что в 2019 году она станет обязательной для 12 категорий товаров. По предложению главы правительства, в расширенный список должны войти еще восемь групп: детское питание, растительные масла, бытовая химия, косметика, безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, бытовая техника. Напомним, что на сегодня, кроме шуб, на которых ранее была обкатана система, под маркировку попали табачные изделия, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, духи, фотоаппараты и шины.

Кроме того, чиновники решили маркировать готовую молочную продукцию. Однако в распоряжении Дмитрия Медведева она не упоминается. Как сообщил представитель вице-премьера Максима Акимова, окончательно решение о маркировке новых групп товаров пока не принято. Соглашение о системе маркировки товаров между правительством и ЦРПТ будет подписано в ближайший месяц. Центр планирует брать с производителей по 50 копеек за маркировку каждой единицы товара без учета НДС. Бесплатно маркировать станут только жизненно необходимые лекарства дешевле 20 рублей.

Здесь следует напомнить, что Россия вместе с еще четырьмя странами (Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией) входит в Евразийский экономический союз. Соответственно, правила маркировки должны быть едиными для пяти государств. Как пояснили в ФТС России, маркировка должна быть нанесена до фактического ввоза подлежащей под нее продукции на таможенную территорию ЕАЭС. Требования к маркировке содержатся в технических регламентах ЕАЭС (Таможенного союза).

Маркировка должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Ее наносят на само изделие, на прикрепляемую к нему этикетку или на товарный ярлык, на упаковку отдельного изделия или его группы, листок-вкладыш к продукции. Техрегламентами также предусмотрено, что маркировка должна содержать ряд сведений о продукции, в том числе наименование товара, его изготовителя, страны происхождения, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС – «ЕАС» (от английского Eurasian Conformity). Решение о выпуске товаров, попадающих под действие техрегламентов ЕАЭС (Таможенного союза), принимается в случае подтверждения соблюдения вышеуказанных ограничений в области технического регулирования.

Ради безопасности

Как напомнили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в статье 53 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Поэтому товары, в отношении которых вступил в силу техрегламент ЕАЭС (Таможенного союза), выпускаются в обращение на территории Союза при условии, что они прошли установленные процедуры оценки соответствия требованиям. Согласно пункту 5 протокола о техрегулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) оценка соответствия продукции требованиям техрегламентов осуществляется до выпуска ее в обращение.

При этом в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики (ДТЗиПП) ЕЭК считают, что таможенное законодательство Союза не обязывает участников ВЭД при помещении товаров под таможенную процедуру подтверждать наличие маркировки товаров единым знаком обращения («ЕАС»). Более того, не предусмотрена и обязанность таможенных органов проверять нанесение указанной маркировки для принятия решения о выпуске товаров.

Основываясь на этом разъяснении, таможенные службы Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении полагают, что маркировка знаком «ЕАС» не говорит о безопасности продукции. Поэтому в его нанесении на товар до ввоза нет смысла: на момент оформления таможне достаточно иметь оговоренные законом разрешительные документы, а проверкой маркировки и безопасности товаров на внутреннем рынке должны заниматься уполномоченные на это государственные контролирующие органы (ГКО).

Так, по информации Комитета государственных доходов Армении, «производители могут осуществить маркировку товаров на любом этапе производства или подготовки к отчуждению на выбранной ими территории, но не позднее, чем до отчуждения товаров». Только российская таможня придерживается иного мнения и отказывает в выпуске ввозимых в страну товаров, на которых нет знака «ЕАС». Такой подход в ФТС России объясняют тем, что, по ее мнению, именно таможенный орган «обеспечивает безопасность импортируемой продукции». Далеко не все эксперты согласны с такой позицией.

При этом в Департаменте развития предпринимательской деятельности (ДРПД) ЕЭК поясняют, что «выпуск в обращение» означает введение продукции в гражданский оборот (распространение) на таможенной территории (то есть продажу, обмен и так далее), а «выпуск товаров» в рамках таможенного регулирования предполагает только выпуск на территорию ЕАЭС, «то есть пересечение таможенной границы для дальнейшего перемещения по его территории, но не введение в гражданский оборот».

Как следует из решения ЕЭК № 711, маркировка осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС. При этом сам выпуск приравнивается к ввозу. Эксперты с таким подходом не согласны. По их мнению, в мировой практике «выпуск таможенными органами» и «выпуск товара на рынок» - не одно и то же. В Договоре о ЕАЭС используется только один термин, поэтому, чтобы исправить правовую коллизию, в документ следует внести соответствующие изменения. Это понимают и в ЕЭК. Так, в ДТЗиПП признают, что из-за двусмысленности зафиксированное в законодательстве Союза понятие «выпуск продукции в обращение» требует уточнения.

В какой-то мере решить проблему удается за счет применения процедуры «условного выпуска товаров для целей маркировки». Однако в России на нее таможня отводит 45 дней. Импортеры утверждают, что в сложившихся условиях уложиться в этот срок очень сложно. По факту процедура занимает до трех месяцев. Нарушение этого срока оборочивается административной ответственностью.

По мнению бизнес-сообщества, при наличии всех необходимых разрешительных документов таможня не должна отказывать в выпуске товаров из-за отсутствия на нем знака «ЕАС», а маркировать товар можно и после выпуска. Утверждение таких правил упростит условия предпринимательской деятельности, причем без ущерба интересам потребителей и безопасности продукции.

На своей территории

Отметим, что отечественные и зарубежные предприниматели не возражают против нанесения маркировки в соответствии с требованиями техрегламентов. Они просят об одном — разрешить осуществлять ее в России, а не за границей, как это происходит сейчас. В этом случае иностранные компании, прежде всего из стран Балтии, которые просто маркируют на своих складах импортируемые в Россию товары, фактически зарабатывают серьезные деньги, причем на пустом месте. Это происходит из-за несовершенства нашего законодательства.

Так, на прошедших в ЕЭК 25 апреля 2019 года открытых консультациях по проблеме маркировки знаком «ЕАС» начальник таможенного отдела IKEA Юлия Гертель сказала, что «иностранному производителю, у которого товар на линиях, сложно производить специфические этикетки на русском языке. Мы недавно перешли на уникальные артикульные номера, чтобы наносить этикетку на русском языке.

До этого свозили товары в Литву и Эстонию и там переклеивали — единовременно по восемьсот контейнеров. Даже нам было сложно переубедить отправителя. Поэтому все свозят в Прибалтику, в Польшу, где маркируют для России». На запрос российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по вопросу относительно порядка маркировки знаком «ЕАС» директор ДРПД ЕЭК Бауржан Бекешев еще в 2016 году сообщил, что она «может быть осуществлена после выпуска ввозимых товаров таможенными органами и до момента их реализации (введения в гражданский оборот) на таможенной территории ЕАЭС в рамках коммерческой деятельности», а наличие на ввозимых товарах маркировки не является условием их выпуска.

В 2018 году в ЕЭК признали, что маркировка товаров единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС в нынешнем виде препятствует свободному перемещению товаров, и включили этот вопрос в «Белую книгу» ЕЭК (перечень выявленных на рынке ЕАЭС препятствий, устранение которых необходимо для успешного функционирования внутреннего рынка). Теперь нужно перенести его из «Белой книги» в соответствующую «Дорожную карту».

Кроме того, необходимо выработать изменения во все техрегламенты. Пока же в ЕЭК работают над изменением решения Коллегии ЕЭК № 294 «Порядок ввоза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования». Исходя из нынешней ситуации, эксперты убеждены, что импортеры еще не скоро смогут начать маркировать продукцию знаком «ЕАС» на территории России.

Пока будет, как прежде

Значит, еще долго наши соседи будут зарабатывать серьезные деньги на простом нанесении указанного знака, причем на товары, которые они сами не производили. При этом за наш счет будет обеспечено создание рабочих мест. Впоследствии все связанные с маркировкой затраты импортеру или продавцу покроет рядовой российский потребитель. Эксперты убеждены, что после внесения соответствующих поправок в законодательство РФ мы могли бы делать все на своей территории, причем за свои деньги, силами наших граждан.

Кроме того, многие крупные зарубежные компании, для которых российский рынок не является приоритетным, не хотят маркировать предназначенные для него товары у себя на производстве. Это еще одна причина, по которой импортеры вынуждены свозить эти товары в Прибалтику, в Польшу и создавать там дополнительные рабочие места, что в условиях санкций со стороны перечисленных государств по меньшей мере выглядит странно и нелогично.

Чтобы навести в этом вопросе порядок, как уже говорилось, необходимо исправить ряд положений правовых актов, регламентирующих маркировку. Напомним, что сейчас действуют 47 техрегламентов, часть из них издана до вступления в силу Договора о ЕАЭС. Именно в нем появилась формулировка «до ввоза», с которой начались все наши проблемы. Как пояснили эксперты, когда документ вступал в силу, было отмечено, что прежние положения применяются в части, не противоречащей Договору.

При этом существует норма о том, что все сомнения трактуются в пользу бизнеса. Вот именно ею и могут наши таможенники руководствоваться в данном вопросе. Уточним, что в ряде техрегламентов, например по парфюмерно-косметической продукции, написано, что товар может быть маркирован перед выпуском в обращение и уже на территории ЕАЭС.

Как уже отмечалось, в других государствах Союза сложилась иная правоприменительная практика контроля за наличием знака «ЕАС» на товарах, ввозимых на территорию ЕАЭС из третьих стран. Их таможенные службы предоставляют возможность импортерам нанести этот знак на территории государств-членов.

Как считают эксперты, это достаточно серьезный повод для того, чтобы перенаправить значительную часть внешнеторговых товаропотоков в РФ через территорию партнеров, которые от этого получат дополнительные преференции, в том числе смогут неплохо заработать на маркировке предназначенных для РФ товаров. Чтобы этого не произошло, руководству страны пора раз и навсегда решить этот вопрос и наконец-то привести ситуацию в нормальное состояние, в том числе с позиции здравого смысла.

Иннокентий ГРЯЗЕВ


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.