.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 09(октябрь '17)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



В новом законе многое по-новому

Разработанный Минфином проект новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» размещен для публичного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Давно ожидаемый профессиональным сообществом документ должен вступить в силу вместе с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) - с 1 января 2018 года.

Законопроект содержит ряд новых понятий, например касающихся предварительных решений (ПР) о стране происхождении и о классификации товаров, вносит изменения в уже действующие правила. Так, установлено, что ПР о классификации товара принимается в течение 60 календарных дней со дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления и действует 5 лет со дня его принятия. Сейчас эти сроки составляют 90 дней и 3 года соответственно.

Также описан порядок получения решений. Установлено, что они необходимы по каждому наименованию товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Выдать их должны не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии ПР. В проекте приведен порядок получения ПР по применению методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Установлено, что по заявлению заинтересованного лица ФТС России принимает такое решение не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Сейчас участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не могут получить данные предварительные решения.

Срок представления отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, сокращен до 20 календарных дней. Сейчас на это отводится 30 дней. Установлено, что возврат авансовых платежей при уступке лицом, внесшим данные средства, права требования их возврата другому лицу не производится.

В действующем законе такой прямой нормы нет. Поэтому в части возможности возврата таможенных платежей правопреемнику на основании договора уступки права требования сейчас существует правовая неопределенность, приводящая к различной судебной практике.

Рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей, принятие решения о нем и сам возврат не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления в таможенный орган заявления. В старом законе срок рассмотрения заявления на возврат авансовых платежей не оговорен, обычно он занимает месяц.

Возвращаем средства

Существенно изменен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Установлено, что он производится только в форме зачета в счет авансовых платежей не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишних уплаты или взыскания. Таким днем будут считать день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (ДТ) или таможенного приходного ордера; полной ДТ; иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

Для зачета данных средств участнику ВЭД не нужно будет писать и подавать заявление с необходимым комплектом документов. Однако для возврата денег на счет придется дополнительно пройти процедуру возврата авансовых платежей.

При этом законодатель разделил понятия «излишне взысканные таможенные платежи» и «излишне уплаченные таможенные платежи». Их взимание возложено на таможенные органы. Установлено, что на излишне уплаченные платежи проценты не начисляются. В отношении излишне взысканных средств вводится автоматический порядок уведомления плательщика о начисленных процентах на их сумму.

Оно должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей. Соответственно, претендовать на выплату процентов за пользование излишне уплаченными платежами не получится. При этом непонятно, почему сделано различие между взысканными и уплаченными платежами.

Возврат денежного залога, включая остаток, также будет осуществляться только в форме зачета в счет авансовых платежей на лицевом счете внесшего его лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления соответствующих обстоятельств. Зачет будет осуществлен без представления внесшим его лицом заявления.

Взыщут иначе

Существенные изменения имеются в главе, посвященной взысканию таможенных пошлин и налогов. Так, вместо понятия «требование об уплате таможенных платежей» вводятся новые понятия. Уведомление (уточнение к уведомлению) об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени будет представлять собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность о неуплаченных в срок таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах, процентах и пени.

Уточнение к уведомлению будет обязательно направляться участнику ВЭД в случае изменении размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, указанных в уведомлении (уточнении к нему). На исполнение уведомления отведено 15 рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), на уточнение к нему - 5 рабочих дней. Сейчас на исполнение дается 20 рабочих дней.

При направлении таможенным органом уведомления (уточнения к нему) по почте заказным письмом днем получения считается 6-й день, следующий за днем отправки письма. Кроме того, установлено, если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, остающаяся задолженность и (или) обязанность по уплате должна быть погашена (исполнена) учредителями (участниками) организации.

Данная норма, по сути, дублирует статью 49 Налогового кодекса РФ, по применению которой было отдельное указание Пленума ВАС РФ. В соответствии с ним данную норму права решено дополнить условием, что ответственность учредителей (участников) должна быть определена в пределах и порядке, установленных законодательством РФ, и то только в случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юрлица несут по его долгам субсидиарную ответственность.

Отметим, что в закон введена специальная статья, посвященная особенностям исполнения при реорганизации юридического лица обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Также расширены случаи, когда пеня не подлежит начислению. Напомним, что пеней признаются денежные средства, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в установленные законом сроки.

В проекте установлено: если обязанность по уплате таможенных платежей при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений обеспечена денежным залогом, то по факту принятия окончательного решения пеня не подлежит начислению, исходя из суммы денежного залога. Кроме того, при отмене решения о классификации товара и принятии таможенным органом нового решения пеня также не начисляется.

По мнению авторов, эти изменения должны устранить давно существующую несправедливость, когда участники ВЭД должны оплачивать пени даже при внесении собственных средств в качестве денежного залога, под таможенную расписку. Также пени подлежали уплате, если таможенный орган отменял свое же решение о классификации.

Изменится и регулирование обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. Главная новелла здесь состоит в том, что обжаловать это в судебном порядке можно будет только после обжалования в вышестоящий таможенный орган. Тем самым вводится обязательный досудебный порядок обжалования. Правда, в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, применять его начнут с 1 июля 2019 года, а в отношении иных решений, действий (бездействия) – с 1 января 2021 года.

Проект устанавливает, что жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом не позднее 25 рабочих дней после дня, следующего за днем ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 25 рабочих дней.

Исполнят позже

Также введена норма, позволяющая таможенным органам, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются, принять решение о приостановке исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей на основании заявления. При этом заявитель будет обязан представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде денежных средств или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Если заявителем является лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела либо уполномоченный экономический оператор (УЭО), то по их ходатайству обеспечением приостановления исполнения обжалуемого решения может быть обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечение исполнения обязанностей УЭО, но при условии, что размер подлежащих уплате таможенных платежей в связи с принятием обжалуемого решения не превышает размер перечисленных обеспечений. Решение по такому заявлению таможенный орган должен принять за 7 рабочих дней.

Данная норма позволит приостанавливать действия обжалуемого решения не только через суд, но и в самом таможенном органе. Положительным моментом является появление у таможенного представителя возможности по использованию его «реестрового» обеспечения для приостановки действия решения таможенного органа.

В законе также описана новая категория декларантов, которые освобождаются от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Этой льготой смогут воспользоваться декларанты, которые за 3 предыдущих календарных года исполнили обязанность по уплате таможенных платежей на сумму не менее 10 млрд рублей. Кроме того, их совокупная стоимость активов за предшествующий календарный год должна в 10 и более раз превышать размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Также при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и (или) при назначении таможенной экспертизы предусмотрена возможность не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов. Это будет допустимо в случаях, если таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий с декларантом солидарную обязанность по уплате пошлин, налогов.

В этом случае должен быть соблюден ряд условий. Так, размер обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у лиц, представляемых таможенным представителем, а также возникшей и не прекращенной на момент принятия решения о непредставлении обеспечения, не должен превышать 20% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя, в отношении которого в законе также есть новшества.

Определено, что он обязан публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости оказываемых услуг и об этом информировать ФТС России путем представления отчетности. Данная норма уже вызвала шквал обоснованной критики и недовольства.

Также установлено, что совершать таможенные операции от имени таможенного представителя может только специалист по таможенным операциям. Данная норма является камнем преткновения: бизнес рассчитывает ее изменить, так как реализация приведет к значительным затратам.

Все-таки дождались

В проекте закона появился долгожданный пункт об ограничении солидарной обязанности таможенного представителя. Установлено, что при совершении им таможенных операций от имени декларанта он несет с ним солидарную обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате.

Исключая случаи, когда исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации полученных от декларанта заведомо поддельных документов; документов, полученных незаконным путем или не имеющих юридической силы. При условии, что таможенный представитель сможет доказать, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через границу. Это должно быть установлено решением суда или таможенного органа.

Отметим, что при обсуждения проекта бизнес настаивал на ином. Так, экспертов смущает обязанность таможенного представителя доказывать, что он не знал и не должен был знать о соответствующих обстоятельствах. Бизнес указывает, что в действующем административном производстве лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Кроме того, арбитражное законодательство устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия госорганами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Получается, что проект устанавливает «презумпцию виновности» таможенного представителя. Ему будет сложно доказать, что он не знал или не должен был о чем-то знать.

У таможенного представителя должна появиться возможность использовать «реестровое» обеспечение для выпуска товаров до завершения проверки и (или) при назначении таможенной экспертизы без отвлечения денежных средств и до рассмотрения спора по существу осуществлять за счет данного обеспечения приостановку обжалуемых решений таможенных органов.

Отметим, что в проект введены категории товаров, в отношении которых Правительство РФ может в одностороннем порядке устанавливать запреты на оборот. У таможенных органов теперь будет право самостоятельно останавливать на определенных территориях автотранспорт для проверки соблюдения таможенного законодательства Союза и России путем проверки товаров и документов на них.

Закон вводит новое понятие «операторы таможенных платежей» (ОТП) – юридические лица, ответственные за поступление денежных средств на счет Федерального казначейства. Установлено, что Правительство РФ будет определять требования к ОТП; порядок организации взаимодействия между ними и лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

По материалам печати


 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.