.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 7-8(июль-август '17)

1234


..

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Автоинспектор больше не понадобится

Теперь для проверки грузов и документов российские таможенники смогут самостоятельно останавливать автотранспорт, причем даже в случае, если транспортное средство находится не только в зонах таможенного контроля вблизи госграницы РФ, но и на территориях отдельных субъектов. Их перечень четко определен.

Новыми правами таможенников наделяют изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», которые вступают в силу с 30 августа 2017 года. При этом останавливать транспортные средства для проверки можно будет не по всей стране, а только на территории Алтая, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни, Алтайского края, Ставропольского края, а также Астраханской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Тюменской и Челябинской областей - всего в 35 регионах страны. Их исчерпывающий перечень будет закреплен федеральным законодательством.

На остальной территории России эта форма контроля будет осуществляться по стандартной схеме – в рамках взаимодействия между ФТС России, МВД и органами, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения. Как сообщили информированные источники, данное решение уже получило предварительное одобрение президента Владимира Путина.

Правда, приведенный в ряде СМИ список субъектов вызывает некоторое недоумение. Дело в том, что, как подчеркнули в Государственной думе, норма о самостоятельном досмотре автомобилей таможенными органами будет действовать только в регионах, «примыкающих» к государственной границе. Однако применительно к Северо-Западному округу в обнародованном списке пока значится лишь Псковская область. При этом, как известно, внешняя граница России, а значит и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), также проходит по Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областям.

Из сказанного выше следует, что с конца августа на указанных в законе территориях таможенники смогут самостоятельно (без участия экипажей ГИБДД) останавливать транспортное средство. Проверке подлежат автомобили массой 3,5 тонны и более, в том числе не осуществляющие международные перевозки, но перемещающие товар, находящийся под таможенным контролем. По мнению авторов данного закона, наделение таможенников новыми полномочиями позволит повысить эффективность работы по выявлению и пресечению ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционных товаров.

Как пояснили в таможенных органах, на сегодняшний день контрольные мероприятия по недопущению незаконного ввоза на территорию страны запрещенной продукции проводятся мобильными группами, в состав которых, наряду с таможенниками, входят сотрудники ГИБДД и Россельхознадзора.

Напомним, что впервые идея ввести запрет на оборот отдельных категорий товаров на территории России была озвучена депутатами Госдумы в апреле. Тогда же в первом чтении был принят соответствующий законопроект, который затем был доработан. По мнению депутатов, его принятие позволит «защитить экономические интересы России и поддержать отечественных производителей в рамках тренда на импортозамещение».

Поправки, рекомендованные к принятию Комитетом по бюджету и налогам, представил депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов, возглавляющий Подкомитет по таможенно-тарифному регулированию. Он уточнил, что после вступления закона в силу правительство будет наделено полномочиями запрещать оборот отдельных категорий товаров на территории страны. При этом одной из главных новаций, внесенных в документ в ходе второго чтения, является расширение полномочий действующих в отдельных регионах мобильных групп.

Теперь они, как уже отмечалось, смогут самостоятельно останавливать для досмотра транспортные средства массой от 3,5 тонны. По мнению депутата, это позволит сократить до минимума случаи несанкционированного ввоза запрещенных товаров на территорию страны. До недавних пор, в соответствии с прежними нормами закона, такие действия таможенников в рамках осуществления пост-контроля были возможны только при участии ОВД и ГИБДД, для которых данные задачи не являются профильными.

Еще один важный момент, на который обратил внимание Сергей Чижов, состоит в том, что досмотры транспортных средств не будут сплошными. При принятии решения сотрудники ФТС России будут руководствоваться либо оперативной информацией, либо риск-ориентированным подходом. Последний уже широко применяется в деятельности таможенных органов и позволяет усилить контроль в тех случаях, когда вероятность правонарушений особенно высока. Критерии, которыми руководствуются таможенники в этой работе, регламентированы внутренними правовыми актами.

По сравнению с первым вариантом в новую редакцию законопроекта включена еще одна важная поправка – она касается категории товаров, на оборот которых может быть введен запрет. Если в первой редакции документа допускалось расширение категорий, то теперь эту норму предложено убрать и сделать список закрытым. В него может быть включена подсанкционная продукция, а также товары, ввезенные на территорию ЕАЭС на условиях, отличных от установленных единым таможенным законодательством Союза.

Одновременно за правительством закрепляется обязанность информировать о включении «в черный список» новых товарных групп, правда, с одной оговоркой: если субъект внешнеэкономической деятельности не был осведомлен о запрете, он не освобождается от ответственности. Это связано с тем, что авторы допускают возникновение «сбоев» в процессе обмена информацией между таможенными органами ЕАЭС, особенно на первых этапах. Как пояснил Сергей Чижов, если предположить, что до предпринимателя или организации актуальные сведения о выпуске товаров доведены не были, то за ними всегда остается право востребовать информацию самостоятельно.

По мнению экспертов, документ призван устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании работы по противодействию незаконному обороту подсанкционной продукции и помочь отечественным производителям укрепить свои позиции на рынке.

Василий СМИРНОВ

 


 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.